Проектирование системы учета контингента образовательных организаций для обеспечения доступности общего образования

 
Код статьиS181570410025101-6-1
DOI10.54884/S181570410025101-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: начальник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: главный научный сотрудник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы50-59
Аннотация

Для обеспечения конституционного права на общее образование необходимо планировать работу образовательной системы, чтобы каждому ребенку гарантировать место в системе общего образования. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» учет детей, подлежащих обучению в системе общего образования, является полномочием муниципальных органов управления. Учет детей осуществляется муниципальными органами власти на бумажном носителе, в простейших информационных системах, в региональных информационных системах учета контингента. По запросу предоставляется информация из различных ведомств. Базы данных представляют собой разнородную и разноуровневую систему. Внести упорядоченность в этот процесс поможет межведомственная региональная информационная система учета детского населения, что позволит получать автоматически сведения из разных источников и учесть детей беженцев, мигрантов, детей из группы риска и т.д. Каждый ребенок должен получить образование, несмотря на окружающие социально-экономические факторы.

В статье актуализируется вопрос о разработке такой информационной системы в связи с планированием образовательной инфраструктуры – строительством новых школ и детских садов. Научный интерес представляют аналитические обзоры по планированию и распределению потока обучающихся по различным уровням образования. Практическая значимость представленных результатов заключается в предлагаемой возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории каждого конкретного ребенка, что даст возможность контролировать получение им каждого уровня образования и распределение по образовательным организациям региона, а также обеспечит планирование региональных и муниципальных ресурсов для образовательной системы. Результаты научной статьи могут быть положены в основу разработки методических рекомендаций по учету детей, подлежащих обучению в дошкольных и общеобразовательных организациях.

Ключевые словадоступность образования, учет детей, информационная система, межведомственное взаимодействие, база данных, достоверность информации
Получено04.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов21355
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Доступность общего образования как дефиниция достаточно многолика. С одной стороны, это постулат общегосударственной политики о доступном качественном образовании и формировании единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации. С другой стороны, доступность можно расшифровать как возможность адаптировать систему образования под прием всех лиц, которым в соответствии с Конституцией РФ положено получение общего образования. Именно с этой стороны в данной статье будут рассмотрены вопросы обеспечения всеобщего права на образование. Проблематике обеспечения доступности общего образования посвящены многочисленные научные исследования и статьи, в которых описываются различные подходы обеспечения доступности образования [1; 2]. Интересна работа В.И. Сухочева, где исследуются правовые основы государственных гарантий обеспечения доступности образования в России. Автор приходит к выводу, что законодательные и нормативно-правовые акты, содержащие гарантии государства, крайне противоречивы и не содержат критериев обеспечения доступности молодежи к образованию.
2 Доступность качественного образования в российском и международном контекстах ранее рассматривалась Д.Г. Левитесом, А.Н. Кузнецовым и другими авторами [3; 4; 5]. Основополагающим документом является Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» [6]. Региональные и муниципальные органы управления образованием должны обеспечить право каждого ребенка на общее образование. Актуальной является проблема, каким образом можно спланировать организацию образования, образовательную инфраструктуру, ресурсы системы образования, чтобы каждый ребенок был учтен и получил общее образование.
3 Отсутствие достоверной информации о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся различных возрастов, проживающих на территориях и нуждающихся в образовательных услугах, негативно сказывается на решении задач управления сетью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам. Недостаточно эффективно решаются задачи территориального планирования строительства дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, не решена проблема выравнивания нагрузки на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Наличие информации о числе родившихся и зарегистрированных по месту жительства обучающихся, прибывших мигрантов и их семей способствует значительному повышению эффективности решения указанных проблем, однако такая информация сконцентрирована в различных ведомствах и зачастую недоступна в оперативном режиме. При этом, несмотря на значительный прогресс информатизации деятельности органов власти всех уровней, существует множество разрозненных ведомственных информационных систем, содержащих различную информацию об обучающихся разных возрастных групп. Указанные выше проблемы обеспечения конституционного права детей должны постоянно решать региональные и муниципальные органы власти, осуществляющие управление в сфере образования [7]. Эти механизмы рассмотрены в статье.

всего просмотров: 170

Оценка читателей: голосов 0

1. Абанкина, И. Доступность качественного общего образования // Народное образование. 2009. № 1(1384). С. 24-31.

2. Callahan RM, Shifrer D. Equitable access for secondary English learner students: course taking as evidence of EL program effectiveness. Educ Adm Q. 2016. Pp. 463-496.

3. Сухочев В.И. Государственные гарантии доступности образования в России // Право и образование. 2009. № 6. С. 10–20.

4. Левитес Д.Г., Пунанцев А.А. О доступности качественного общего образования в арктическом регионе // Педагогика. 2020. № 5. С. 40–47.

5. Kuznetsov A.N. Accessibility vs. availability of education as two key phenomena of education quality assurance and education management: infrastructural development perspective // INTED2019 13th International Technology, Education and Development Conference: Conference proceedings, Valencia, 11–13 March, 2019. Valencia: IATED Academy, 2019. Pp. 7923–7932. DOI 10.21125/inted.2019.

6. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 07.01.2023).

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. № 2125-р «Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам». URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-25.10.2014-N-2125-r/ 1 (дата обращения: 07.01.2023).

8. Письмо Минобрнауки России от 4 мая 2016 г. № АК-950/02 «О методических рекомендациях». URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-04.05.2016-N-AK-950_02/ (дата обращения: 07.01.2022).

9. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 820. URL: https://docs.cntd.ru/document/456054209 (дата обращения: 07.01.2023).

10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 11.01.2022).

11. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/http://static.government.ru/media/files/GcesxuJAI13AntFYxDYzpnoNgsv7T1vX.pdf (дата обращения: 11.01.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх