Development potential of the school management team in modern context

 
PIIS181570410025092-6-1
DOI10.54884/S181570410025092-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading researcher
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Russian Federation, St Petersburg
Occupation: Head of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines
Affiliation: Military academy of communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (74)
Pages38-49
Abstract

The article considers the established in official documents and recommendations governing educational policy, as well as the distribution of functional responsibilities and tasks of the management of these educational organizations in the practice of schools in Russia and a number of foreign countries. It has been revealed that the functional composition of the requirements for the work of school management in different countries largely coincides, and as perspective tasks aimed at the development of schools, there are tasks of quality management of learning results. However, Russian school administrators underestimate the role and possibilities of creating in-school systems of distributed leadership and responsibility for the work of the school to solve these tasks. The mechanisms of creation of such management teams in our country are in the stage of formation, although these tasks are set in the leading documents defining the directions of development of the education system in Russia, in the professional standard «Head of educational organization». Possible solutions should be sought in redistribution of the functions of deputy school principals in accordance with the tasks of the school, in the distribution of responsibilities among leading specialists-leaders, in the search for a new functional public school councils, school board of trustees. Another important direction in the search for mechanisms to solve the problem of training school management teams to manage the quality of learning results is the improvement of their competences in the field of ownership of the results of modern research and development in the field of pedagogy, development of curricula, evaluation and accountability systems, in the field of national policy in general, and education policy in particular, in the field of motivating educational participants to achieve a common goal. The development of the capacity of the school management team is also facilitated by targeted leadership development of each of its members.

Keywordsschool leadership, school management team, school leader functions, quality management of learning results, foreign experience, comparative analysis, deputy director
Received04.04.2023
Publication date21.04.2023
Number of characters24811
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В российских школах с каждым годом расширяется круг решений, ложащийся на плечи всей управляющей команды под руководством директора. Директор общеобразовательной организации имеет объемный перечень должностных обязанностей, которые обычно распределяются между несколькими должностями заместителей [1]. Число заместителей директора и распределение функций между ними зависят от местоположения школы, ее размера, реализуемого уровня образования и других факторов. Согласно закону «Об образовании в РФ» школа может сама формировать свою структуру, если иное не установлено федеральными законами [2].
2 В Москве несколько лет назад начались реформы системы общего образования, и на данный момент можно считать завершенным первый этап, связанный с преобразованием управленческой структуры [3]. В результате преобразований школы стали участвовать в госзакупках, самостоятельно принимать решения о покупке нового оборудования и мебели; обслуживающий персонал (уборщицы, дворники, повара, охранники) был выведен за штат и теперь представлен сотрудниками аутсорсинговых компаний, которые выиграли конкурс. Средние, начальные, специальные школы и дошкольные образовательные учреждения были объединены в кластеры, что повлекло за собой значительное увеличение штата (кадровая служба, методические объединения, администраторы и пр.). В новых условиях при увеличившемся финансировании директор продолжал нести персональную ответственность за успешное функционирование всех элементов этой системы. У заместителей директора появились новые обязанности: подготовка решений об открытии новых профилей в многопрофильной школе, перестройка учебного процесса, приведение образовательных программ в соответствие с ФГОС, освоение новых информационных технологий и организация учебного процесса с их использованием и др. [3].
3 Так появилась новая структура среднего управленческого звена, в которую вошли: заместитель директора по управлению ресурсами; заместитель директора по содержанию образования; заместитель директора по социализации и воспитанию; заместитель директора по контролю качества образования. Такая структура была призвана отразить новые механизмы управления, когда вся управленческая команда школы несет ответственность за совокупный результат работы школы [4].
4 В регионах Российской Федерации значительных изменений в структуре управления школами не произошло. Анализ должностей среднего управленческого звена восьми российских регионов (по данным сайтов 100 школ) показал [5], что структура среднего управленческого звена здесь чаще всего включает следующие должности:
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе (93%);
  • заместитель директора по административно-хозяйственной работе (59 %);
  • заместитель директора по воспитательной работе (58 %);
  • заместитель директора (без специализации) (25 %);
  • руководитель структурного подразделения (14 %);
  • заместитель директора по научной и научно-методической работе (13 %).

views: 269

Readers community rating: votes 0

1. Edinyj kvalifikatsionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, spetsialistov i sluzhaschikh. Prilozhenie k prikazu Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya RF ot 26.08.2010 № 761n [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (data obrascheniya: 12.12.2022).

2. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (data obrascheniya: 12.11.2022).

3. Shevchenko P.V. Moskovskaya shkola: itogi reform // Nauka. Kul'tura. Obschestvo. 2022. T. 28. № 3. S. 122–136. DOI 10.19181/nko.2022.28.3.9.

4. L'vova L. Skol'ko zamov nuzhno shkole? Chitaem zakon ob obrazovanii vnimatel'no // Uchitel'skaya gazeta. 2016. № 13. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://ug.ru/skolko-zamov-nuzhno-shkole-chitaem-zakon-ob-obrazovanii-vnimatelno/ (data obrascheniya 02.11.2022).

5. Sergienko A.Yu. Funktsii srednego upravlencheskogo zvena v obscheobrazovatel'nykh shkolakh: rossijskaya i zarubezhnaya praktika // Psikhologo-pedagogicheskij poisk. 2022. №4(64). S. 24–31. DOI 10.37724/RSU.2022.64.4.003.

6. Chernobaj E.V. Kakoj mozhet byt' upravlencheskaya komanda sovremennoj shkoly? [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/38e/38ec6f3bd894c0449ca865c655206c25.pdf (data obrascheniya: 12.12.2022).

7. Grishina I.V., Volkov V.N. Analiz osobennostej upravlencheskoj deyatel'nosti rukovoditelya shkoly v sovremennykh usloviyakh // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2019. № 2(39). S. 22–30.

8. Analiticheskaya spravka po rezul'tatam provedeniya monitoringovogo issledovaniya ehffektivnosti rukovoditelej obrazovatel'nykh organizatsij Sankt-Peterburga v 2020 godu // Komitet po obrazovaniyu Sankt-Peterburga [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/2021/08/10/O_napravlenii_analiticheskoj_spravki.pdf (data obrascheniya: 29.11.2022).

9. Professional'nyj standart «Rukovoditel' obrazovatel'noj organizatsii (upravlenie doshkol'noj obrazovatel'noj organizatsiej i obscheobrazovatel'noj organizatsiej)» [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_394567/d2720379c2b4a4a3eb5397775bc772e2b9d2ceb4/ (data obrascheniya:11.09.2022).

10. Australian Professional Standard for Principals, Australian Institute for Teaching and School leadership, 2014 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.aitsl.edu.au/tools-resources/resource/australian-professional-standard-for-principals (data obrascheniya: 05.10.2022).

11. Kasprzhak A., Kobtseva A., Tsatryan M. Direktora shkol v megapolisakh. Kak oni upravlyayut obrazovatel'nym protsessom? // Obrazovatel'naya politika. 2020. № 2(82). S. 70–85. DOI 10.22394/2078-838X-2020-2-70-85.

12. Sergienko A.Yu., Sokolova I.I. Povyshenie kvalifikatsii rukovoditelej shkol s pozitsii trebovanij professional'nykh standartov: komparativnyj analiz // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2022. Vyp. 4 (44). S. 25–36. DOI 10.23951/2307-6127-2022-4-25-36.

13. Improving school leadership, Background report for Sweden, 2007 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.oecd.org/education/school/38613828.pdf (data obrascheniya: 15.09.2022).

14. School Leadership in Europe: issues, challenges and opportunities // European Trade Union Committee for Education, 2021 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.csee-etuce.org/images/attachments/SchoolLeadershipsurveyEN.pdf (data obrascheniya: 01.09.2022).

15. Koval'chuk E.S. Kadrovye standarty pedagogicheskikh liderov v shkolakh stran Zapadnoj Evropy // Baltijskij Gumanitarnyj Zhurnal. 2013. №3. S. 39–44.

Система Orphus

Loading...
Up