Концепт продуктивного образования в контексте метамодернистского дискурса

 
Код статьиS181570410025091-5-1
DOI10.54884/S181570410025091-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: магистрант 2-го курса программы «Управление образованием»
Аффилиация: НИУ «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор департамента государственного администрирования
Аффилиация: НИУ «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: магистрант 2-го курса программы «Управление образованием»
Аффилиация: НИУ «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: магистрант 2-го курса программы «Управление образованием»
Аффилиация: НИУ «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы24-37
Аннотация

В рамках исследования, представленного в статье, выявлены ценностные и дидактические основания концепта продуктивного образования, его базовые признаки и сформулировано авторское определение. В ходе исследования обнаружены свидетельства проявлений его реализации в образовательной практике детского технопарка «Кванториум». По итогам эмпирического исследования констатировано, что субъекты образовательного процесса общеобразовательных, специализированных, частных школ Санкт-Петербурга считают возможным и необходимым внедрение в их образовательные пространства кванторианской модели продуктивного образования. В статье показано, что основой механизма внедрения кванторианской («вытягивающей») модели продуктивного образования является персонализированная образовательная программа, которая предполагает паритетное «детско-взрослое» освоение представителями школ – партнерами процесса внедрения – и реализацию кванторианской «вытягивающей» модели. 

Ключевые словаобразование метамодерна, продуктивное образование, образовательная экосистема, кванторианская «вытягивающая» модель, механизм внедрения
Получено03.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов32300
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Актуализация метамодернистского цивилизационного концепта вызвала к жизни трансформации многих социальных процессов и явлений. Образование не является исключением. Для современного образовательного дискурса характерно возрастание роли людей поколения ALPHA, то есть рожденных после 2010 года [1], начинающих оказывать серьезное давление на общемировое образовательное пространство, в динамике которого все более явственно прослеживаются черты экосистемной логики развития [2; 3; 4]. Указанные процессы ставят вопрос о поиске адекватного названным деятелям и форматам методологического парадигмального концепта – дидактической основы для образовательной деятельности людей поколения ALPHA в образовательных экосистемах.
2

Определяем подобный методологический концепт как «продуктивное образование». В научной литературе и образовательной практике имеется устоявшееся понятие «продуктивное обучение» [6; 7]. Оба эти понятия часто употребляются как синонимы. Однако мы полагаем, что термин «обучение», который помещает в центр образовательного процесса его технологическую, а не ценностную составляющую слишком узок для становящегося образования метамодерна, в основе образовательных отношений которого лежат динамические трансформации персональных ценностей субъектов образовательной деятельности. Теоретический анализ показал, что в литературе отсутствует определение концепта «продуктивное образование», которое бы отвечало задачам представленного в настоящей статье исследования.

3 Вопреки расхожим представлениям, что продуктивное образование («обучение») возникло в западной (англоязычной) образовательной традиции, в вопросе происхождения этого явления не все так однозначно. Полагаем, что если инструментальные конструктивистские идеи Д. Дьюи и У. Килпатрика нашли свое отражение, например, в практической работе С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского, А.С. Макаренко, то практика отечественного продуктивного образования основывалась также и на гуманистических, конструктивистских по сути, педагогических идеях Л.Н. Толстого, С.И. Гессена, К.Н. Вентцеля, Л.С. Выготского.
4 В 30-е годы прошлого века в силу известных историко-социальных причин идеология вышеуказанных отечественных мыслителей в образовательной сфере и педагогов-практиков, новаторская позиция которых способствовала продвижению реализации концепта продуктивного образования, перестала быть актуальной.
5 Проникновение феномена продуктивного образования в отечественную образовательную практику повторно началось в 90-е годы прошлого столетия и представляло собой адаптацию к российским условиям американского и немецкого опыта [5; 6]. В 1993 году М.И. Башмаков создал в Санкт-Петербурге институт продуктивного обучения, который активно включился в общемировое движение продуктивных школ. М.И. Башмаков отмечал, что зарубежные исследователи больше стремились к реализации продуктивного образования как целостной системы, а в России упор был сделан на внедрение методов продуктивного образования в практику общеобразовательных школ [7]. Однако, по нашему мнению, на рубеже веков отечественная школа, воспроизводившая проявления бытия школы модерна, «школы-фабрики», по меткому выражению Кена Робинсона, оказалась ценностно и организационно не готовой к реализации концепта продуктивного образования. В настоящее время предпринимается, по сути, очередная попытка внедрения концепта в практику школы.

всего просмотров: 233

Оценка читателей: голосов 0

1. Mccrindle M. Understanding Generation Alpha [Электронный ресурс] // Generation Alpha: [сайт]. URL: https://generationalpha.com/wp-content/uploads/2020/02/Understanding-Generation-Alpha-McCrindle.pdf (Accessed 21.07.2022).

2. Прикот О.Г. Образовательные экосистемы: контексты и кейсы [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. Институт образования: [сайт]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2022/04/05/1799884115/Презентация.pdf (дата обращения: 13.01.2023).

3. Прикот О. Цифровое благополучие персоны в образовательной экосистеме метамодерна // Образовательная политика. 2022. №4(92). С. 8-16.

4. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс] // Московская школа управления Сколково: [сайт]. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/?ysclid=lfuyfmu24l6740116 (дата обращения: 13.01.2023).

5. Проект «Город-как-школа» [Электронный ресурс] // Kuzteplo: [сайт]. URL: https://kuzteplo.ru/2225 (дата обращения: 05.07.2022).

6. Бем И. Международный заочный курс повышения квалификации в методических письмах // Школьные технологии. 1999. № 4. С. 195-272.

7. Башмаков М.И. Что такое продуктивное обучение // Теория и практика продуктивного обучения. М.: Народное образование, 2000. 305 с.

8. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. 183 с.

9. Дьюи Джон [Электронный ресурс] // Персона месяца. Вдохновение: [сайт]. URL: https://vdohnovenie.space/person/870/ (дата обращения: 10.01.2023).

10. Официальный сайт Международной сети продуктивных учебных проектов и школ (INEPS). URL: http://www.ineps.org/ (дата обращения: 03.02.2023).

11. Образование 20.35. Человек / АСИ. Екатеринбург: Издательские решения, 2017. Т. 7. 152 с.

12. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 342 с.

13. Ермаков Д.С., Кириллов П.Н. Персонализированная модель в «цифре» // Образовательная политика. 2019. № 3. С. 132-141.

14. Информационный портал «Кванториум». URL: https://roskvantorium.ru/kvantorium/ (дата обращения: 03.02.2023).

15. Елфимова Т.А., Дульский Е.Ю., Иванова М.В. Вытягивающая модель обучения в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Педагогические идеи: современные технологии для современного образования: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 11 апр. 2020 г. // Иркутский областной колледж культуры: [сайт]. URL: https://iokk38.ru/wp-content/uploads/2020/12/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B8-2020.pdf (дата обращения: 03.02.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх