Concept of productive education in the context of metamodernist discourse

 
PIIS181570410025091-5-1
DOI10.54884/S181570410025091-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Second-year master's students of the program «Education Management»
Affiliation: Higher School of Economics National Research University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Professor of Department of Public Administration
Affiliation: Higher School of Economics National Research University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Second-year master's students of the program «Education Management»
Affiliation: Higher School of Economics National Research University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Second-year master's students of the program «Education Management»
Affiliation: Higher School of Economics National Research University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (74)
Pages24-37
Abstract

The research presented in the article reveals the value and didactic foundations of the productive education concept, its basic features. The author's definition is formulated. In the course of the research, evidence of its manifestation in the educational practice of the children's technopark "Kvantorium" was found. The results of the empirical study show that the subjects of the educational process in comprehensive, specialized and private schools of St. Petersburg consider it possible and necessary to introduce the Quantorium model of productive education in their educational environments. The article shows that the basis for the mechanism of implementation of the Quantorian ("pulling") model of productive education is a personalized educational program, which assumes parity "child-adult" mastering by representatives of schools - partners in the process of implementation and realization of the Quantorian "pulling" model. 

Keywordsmetamodern education, productive education, educational ecosystem, Quantorian "pulling" model, implementation mechanism
Received03.04.2023
Publication date21.04.2023
Number of characters32300
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Актуализация метамодернистского цивилизационного концепта вызвала к жизни трансформации многих социальных процессов и явлений. Образование не является исключением. Для современного образовательного дискурса характерно возрастание роли людей поколения ALPHA, то есть рожденных после 2010 года [1], начинающих оказывать серьезное давление на общемировое образовательное пространство, в динамике которого все более явственно прослеживаются черты экосистемной логики развития [2; 3; 4]. Указанные процессы ставят вопрос о поиске адекватного названным деятелям и форматам методологического парадигмального концепта – дидактической основы для образовательной деятельности людей поколения ALPHA в образовательных экосистемах.
2

Определяем подобный методологический концепт как «продуктивное образование». В научной литературе и образовательной практике имеется устоявшееся понятие «продуктивное обучение» [6; 7]. Оба эти понятия часто употребляются как синонимы. Однако мы полагаем, что термин «обучение», который помещает в центр образовательного процесса его технологическую, а не ценностную составляющую слишком узок для становящегося образования метамодерна, в основе образовательных отношений которого лежат динамические трансформации персональных ценностей субъектов образовательной деятельности. Теоретический анализ показал, что в литературе отсутствует определение концепта «продуктивное образование», которое бы отвечало задачам представленного в настоящей статье исследования.

3 Вопреки расхожим представлениям, что продуктивное образование («обучение») возникло в западной (англоязычной) образовательной традиции, в вопросе происхождения этого явления не все так однозначно. Полагаем, что если инструментальные конструктивистские идеи Д. Дьюи и У. Килпатрика нашли свое отражение, например, в практической работе С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского, А.С. Макаренко, то практика отечественного продуктивного образования основывалась также и на гуманистических, конструктивистских по сути, педагогических идеях Л.Н. Толстого, С.И. Гессена, К.Н. Вентцеля, Л.С. Выготского.
4 В 30-е годы прошлого века в силу известных историко-социальных причин идеология вышеуказанных отечественных мыслителей в образовательной сфере и педагогов-практиков, новаторская позиция которых способствовала продвижению реализации концепта продуктивного образования, перестала быть актуальной.
5 Проникновение феномена продуктивного образования в отечественную образовательную практику повторно началось в 90-е годы прошлого столетия и представляло собой адаптацию к российским условиям американского и немецкого опыта [5; 6]. В 1993 году М.И. Башмаков создал в Санкт-Петербурге институт продуктивного обучения, который активно включился в общемировое движение продуктивных школ. М.И. Башмаков отмечал, что зарубежные исследователи больше стремились к реализации продуктивного образования как целостной системы, а в России упор был сделан на внедрение методов продуктивного образования в практику общеобразовательных школ [7]. Однако, по нашему мнению, на рубеже веков отечественная школа, воспроизводившая проявления бытия школы модерна, «школы-фабрики», по меткому выражению Кена Робинсона, оказалась ценностно и организационно не готовой к реализации концепта продуктивного образования. В настоящее время предпринимается, по сути, очередная попытка внедрения концепта в практику школы.

views: 231

Readers community rating: votes 0

1. Mccrindle M. Understanding Generation Alpha [Ehlektronnyj resurs] // Generation Alpha: [sajt]. URL: https://generationalpha.com/wp-content/uploads/2020/02/Understanding-Generation-Alpha-McCrindle.pdf (Accessed 21.07.2022).

2. Prikot O.G. Obrazovatel'nye ehkosistemy: konteksty i kejsy [Ehlektronnyj resurs] // Vysshaya shkola ehkonomiki. Institut obrazovaniya: [sajt]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2022/04/05/1799884115/Prezentatsiya.pdf (data obrascheniya: 13.01.2023).

3. Prikot O. Tsifrovoe blagopoluchie persony v obrazovatel'noj ehkosisteme metamoderna // Obrazovatel'naya politika. 2022. №4(92). S. 8-16.

4. Obrazovatel'nye ehkosistemy: voznikayuschaya praktika dlya buduschego obrazovaniya [Ehlektronnyj resurs] // Moskovskaya shkola upravleniya Skolkovo: [sajt]. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/?ysclid=lfuyfmu24l6740116 (data obrascheniya: 13.01.2023).

5. Proekt «Gorod-kak-shkola» [Ehlektronnyj resurs] // Kuzteplo: [sajt]. URL: https://kuzteplo.ru/2225 (data obrascheniya: 05.07.2022).

6. Bem I. Mezhdunarodnyj zaochnyj kurs povysheniya kvalifikatsii v metodicheskikh pis'makh // Shkol'nye tekhnologii. 1999. № 4. S. 195-272.

7. Bashmakov M.I. Chto takoe produktivnoe obuchenie // Teoriya i praktika produktivnogo obucheniya. M.: Narodnoe obrazovanie, 2000. 305 s.

8. Vertgejmer M. Produktivnoe myshlenie. M.: Progress, 1987. 183 s.

9. D'yui Dzhon [Ehlektronnyj resurs] // Persona mesyatsa. Vdokhnovenie: [sajt]. URL: https://vdohnovenie.space/person/870/ (data obrascheniya: 10.01.2023).

10. Ofitsial'nyj sajt Mezhdunarodnoj seti produktivnykh uchebnykh proektov i shkol (INEPS). URL: http://www.ineps.org/ (data obrascheniya: 03.02.2023).

11. Obrazovanie 20.35. Chelovek / ASI. Ekaterinburg: Izdatel'skie resheniya, 2017. T. 7. 152 s.

12. Trudnosti i perspektivy tsifrovoĭ transformatsii obrazovaniya / pod red. A.Yu. Uvarova, I.D. Frumina. M.: Izdatel'skiĭ dom Vyssheĭ shkoly ehkonomiki, 2019. 342 s.

13. Ermakov D.S., Kirillov P.N. Personalizirovannaya model' v «tsifre» // Obrazovatel'naya politika. 2019. № 3. S. 132-141.

14. Informatsionnyj portal «Kvantorium». URL: https://roskvantorium.ru/kvantorium/ (data obrascheniya: 03.02.2023).

15. Elfimova T.A., Dul'skij E.Yu., Ivanova M.V. Vytyagivayuschaya model' obucheniya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Ehlektronnyj resurs] // Pedagogicheskie idei: sovremennye tekhnologii dlya sovremennogo obrazovaniya: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Irkutsk, 11 apr. 2020 g. // Irkutskij oblastnoj kolledzh kul'tury: [sajt]. URL: https://iokk38.ru/wp-content/uploads/2020/12/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B8-2020.pdf (data obrascheniya: 03.02.2023).

Система Orphus

Loading...
Up