Остаточные профессиональные знания в системе обеспечения качества высшего образования

 
Код статьиS181570410023984-7-1
DOI10.54884/S181570410023984-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске
Аффилиация: Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Челябинске
Адрес: Челябинск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы150-160
Аннотация

В статье рассматривается процесс накопления и проверки остаточных профессиональных знаний у обучающихся при получении ими высшего образования. Для достижения целей статьи: анализируется система памяти; систематизируется законодательный статус рубежей и процедур для проверки знаний обучающихся; устанавливается, в какой степени оцененные знания могут быть понимаемы как остаточные знания; исследуются социальные причины низких остаточных знаний. Основная идея статьи: эффективное накопление и проверки остаточных профессиональных знаний в системе обеспечения качества высшего образования и в целом приближение содержания профессионального образования к требованиям производства наиболее успешно способны обеспечить преподаватели, имеющие стаж профессионального опыта в отраслевых организациях не менее трех–пяти лет и достигнутый уровень квалификации, соответствующий требованиям к квалификации должностей главных специалистов.

Ключевые словаостаточные знания, высшее профессиональное образование, преподаватели-практики, многократное повторение
Получено09.01.2023
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов21026
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Целью статьи является рассмотрение процесса накопления и проверки остаточных знаний у обучающихся при получении ими высшего профессионального образования. Остаточные знания выпускника вуза всегда многогранны, но для трудовой деятельности важны только те из них, которые соответствуют непосредственно направлению подготовки и обеспечивают становление молодого специалиста в профессии на рабочем месте.
2 Современная доступность получения диплома о высшем профессиональном образовании имеет недостатки: не все молодые люди после завершения обучения в вузе подготовлены в необходимой степени для работы по полученной профессии.
3 Несмотря на коллективные формы обучения, человек получает образование индивидуально: учеба по-настоящему всегда большой личный труд. Накопление знаний у обучающегося человека его внутренний интеллектуальный процесс; этот процесс обеспечивает реальное профессиональное становление. Остаточные знания после завершения обучения в вузе это не просто объем, полученный путем механического слияния остаточных знаний по отдельно изучаемым дисциплинам; это комплекс сложно переплетенных и упорядоченных знаний, умений и навыков, на которые в будущем накладывается рутина труда в профессии и формируются автоматизмы, составляющие в совокупности квалификацию работника.
4 Методы исследования. В декомпозиции понятия «остаточные знания», в исследовании его внутренней структуры и внешних факторов и обстоятельств используются следующие научные методы: системный анализ (разложение предмета исследования на составные части с последующим более внимательным их изучением и достижением понимания причин результата функционирования системы), структурный анализ (установление наличия и действенности связей элементов), общенаучные методы (анализ, синтез, принципы формальной логики), метод соотнесения законодательной нормы и фактического исполнения, институциональный анализ.
5 Результаты. Рассмотрение темы статьи осложняется тем, что понятие «остаточные знания» как критерий (система показателей) качества профессиональных знаний в российском законе «Об образовании в Российской Федерации» не определено и не используется [1]; в подзаконных нормативных актах его также нет. В законе используется в широкой трактовке понятие качества образования «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося» [1, статья 2, пункт 29].
6 В материалах Научной электронной библиотеки (eLIBRARY.RU), других интернет-ресурсах понятие «остаточные знания» используется, обозначаются признаки понятия сообразно контекстам статей, есть краткие определения с минимальным составом признаков, избранным исходя из текущих задач, например остаточные знания это та часть изученного материала, которая достаточно долго остается в памяти [2]; остаточные знания знания, умения и навыки, которые сохранились у учащегося после успешного завершения изучения всей программы обучения [3].

всего просмотров: 246

Оценка читателей: голосов 0

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: ред. от 02.07.2021: с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021 [Электронный ресурс] // Правовая система КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=378036&dst=1000000001%2C0#IKGxWiSgg1LBeGU41 (дата обращения: 09.09.2021).

2. Остаточные знания [Электронный ресурс] // Языки программирования. URL: https://life-prog.ru/1_63345_kontrol-ostatochnih-znaniy-studentov.html (дата обращения: 28.10.2021).

3. Остаточные знания [Электронный ресурс] // Национальная педагогическая энциклопедия. URL: https://didacts.ru/termin/ostatochnye-znanija.html (дата обращения: 04.11.2021).

4. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология памяти. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2002. 816 c.

5. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Издательство Московского университета, 1979. 272 с.

6. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. 1998‒2000. URL: https://gigabaza.ru/download/22757.html (дата обращения: 24.10.2021).

7. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 (ред. от 17.08.2020): зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 № 47415 [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=362420#C6LTlnSGkOad0h9W1 (дата обращения: 04.11.2021).

8. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245: зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2021 № 64644 [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=0C1CEBC59D2BD309959BB3941E7DAD54&base=LAW&n=393023&dst=100015&field=134&stat=srcfld%3D134%26src%3D1000000001%26code%3D16876%26page%3Dinfo%26p%3D0%26base%3DLAW%26doc%3D362420#F0KUlnSaDSjR3r2C (дата обращения: 04.11.2021).

9. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры: приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 (ред. от 27.03.2020): зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2015 № 38132 [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=349693#Q9kWlnSiLssb5Ab (дата обращения: 04.11.2021).

10. О государственной аккредитации образовательной деятельности (вместе с "Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности"): постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 07.07.2021) [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=390159#syuq5oSgMklIxotk (дата обращения: 07.11.2021).

11. О направлении Методических рекомендаций по НОКО (Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность): письмо Минобрнауки России от 03.04.2015 №АП-512/02 [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/420275219 (дата обращения: 07.11.2021).

12. Вебинар "Независимая оценка качества подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования", 6 октября 2019 [Электронный ресурс] / Автономная некоммерческая организация «Группа реализации проектов «Информэкспертиза». URL: https://go.mail.ru/search_video?fm=1&q=Кто%20проводит%20независимую%20оценку%20качества%20подготовки%20обучающихся%20&frm=ws_t (дата обращения: 18.12.2021).

13. Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией: приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 года № 462: (с изменениями на 14 декабря 2017 года) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499028374 (дата обращения: 21.12.2021).

14. Кочукова М.В., Свиридов В.В., Ткачева Н.М. Системный подход к разработке содержания баз тестовых заданий для проверки остаточных знаний // Образование и наука. 2009. № 11 (68).

15. Вольчик В.В., Жук А.А., Фурса Е.В. Механизмы преодоления институциональных ловушек в сфере образования и науки // Journal of Institutional Studies. 2021. Vol. 13, № 1. P. 135-155.

16. Схоластика [Электронный ресурс] // Национальная энциклопедическая служба. URL: https://terme.ru/termin/sholastika.html (дата обращения: 31.10.2021).

17. Райнхард З. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального» // THESIS. 1993. Вып. 1. С.163-181.

18. Перечень поручений по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию (утв. Президентом РФ 28.03.2020 № Пр-589) [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/perechen-poruchenii-po-itogam-sovmestnogo-rasshirennogo-zasedanija-prezidiuma-gossoveta/ (дата обращения: 08.11.2021).

19. Эббингаузъ Г. Очеркъ психологии / дополненный переводъ съ 3-го нҌмецкаго изданiя подъ редакцiей К.И. Поварнина. С.-Петербургъ. Изданiе О. Богдановой. 1911.

20. Шалахметова А.В., Тонышева Л.Л. Проверка остаточных знаний студентов как составляющая технологии оценки качества образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22694998_95568063.pdf (дата обращения: 28.10.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх