Residual Professional Knowledge in the System of Quality Assurance of Higher Education

 
PIIS181570410023984-7-1
DOI10.54884/S181570410023984-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the VUNC Branch of the Air Force "VVA" in Chelyabinsk
Affiliation: Branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy Named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" in Chelyabinsk
Address: Chelyabinsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages150-160
Abstract

The article discusses the process of accumulation and verification of residual professional knowledge of higher education students. To achieve the goals of the article: the memory system is analyzed; the legislative status of milestones and procedures for testing the knowledge of students is systematized; it is established to what extent the assessed knowledge can be understood as residual knowledge; the social causes of low residual knowledge are investigated. The main idea of the article: the effective accumulation and testing of residual professional knowledge in the system of quality assurance of higher education and, in general, the approximation of the content of vocational education to the requirements of production are most successfully able to be provided by teachers with at least three to five years of professional experience in industry organizations and the level of achieved qualifications that meet the qualification requirements for the positions of chief specialists.

Keywordsresidual knowledge, higher professional education, practical teachers, multiple revision
Received09.01.2023
Publication date25.01.2023
Number of characters21026
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Целью статьи является рассмотрение процесса накопления и проверки остаточных знаний у обучающихся при получении ими высшего профессионального образования. Остаточные знания выпускника вуза всегда многогранны, но для трудовой деятельности важны только те из них, которые соответствуют непосредственно направлению подготовки и обеспечивают становление молодого специалиста в профессии на рабочем месте.
2 Современная доступность получения диплома о высшем профессиональном образовании имеет недостатки: не все молодые люди после завершения обучения в вузе подготовлены в необходимой степени для работы по полученной профессии.
3 Несмотря на коллективные формы обучения, человек получает образование индивидуально: учеба по-настоящему всегда большой личный труд. Накопление знаний у обучающегося человека его внутренний интеллектуальный процесс; этот процесс обеспечивает реальное профессиональное становление. Остаточные знания после завершения обучения в вузе это не просто объем, полученный путем механического слияния остаточных знаний по отдельно изучаемым дисциплинам; это комплекс сложно переплетенных и упорядоченных знаний, умений и навыков, на которые в будущем накладывается рутина труда в профессии и формируются автоматизмы, составляющие в совокупности квалификацию работника.
4 Методы исследования. В декомпозиции понятия «остаточные знания», в исследовании его внутренней структуры и внешних факторов и обстоятельств используются следующие научные методы: системный анализ (разложение предмета исследования на составные части с последующим более внимательным их изучением и достижением понимания причин результата функционирования системы), структурный анализ (установление наличия и действенности связей элементов), общенаучные методы (анализ, синтез, принципы формальной логики), метод соотнесения законодательной нормы и фактического исполнения, институциональный анализ.
5 Результаты. Рассмотрение темы статьи осложняется тем, что понятие «остаточные знания» как критерий (система показателей) качества профессиональных знаний в российском законе «Об образовании в Российской Федерации» не определено и не используется [1]; в подзаконных нормативных актах его также нет. В законе используется в широкой трактовке понятие качества образования «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося» [1, статья 2, пункт 29].
6 В материалах Научной электронной библиотеки (eLIBRARY.RU), других интернет-ресурсах понятие «остаточные знания» используется, обозначаются признаки понятия сообразно контекстам статей, есть краткие определения с минимальным составом признаков, избранным исходя из текущих задач, например остаточные знания это та часть изученного материала, которая достаточно долго остается в памяти [2]; остаточные знания знания, умения и навыки, которые сохранились у учащегося после успешного завершения изучения всей программы обучения [3].

views: 243

Readers community rating: votes 0

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ: red. ot 02.07.2021: s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021 [Ehlektronnyj resurs] // Pravovaya sistema Konsul'tantPlyus. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=378036&dst=1000000001%2C0#IKGxWiSgg1LBeGU41 (data obrascheniya: 09.09.2021).

2. Ostatochnye znaniya [Ehlektronnyj resurs] // Yazyki programmirovaniya. URL: https://life-prog.ru/1_63345_kontrol-ostatochnih-znaniy-studentov.html (data obrascheniya: 28.10.2021).

3. Ostatochnye znaniya [Ehlektronnyj resurs] // Natsional'naya pedagogicheskaya ehntsiklopediya. URL: https://didacts.ru/termin/ostatochnye-znanija.html (data obrascheniya: 04.11.2021).

4. Gippenrejter Yu.B., Romanova V.Ya. Psikhologiya pamyati. Khrestomatiya. M.: CheRo, 2002. 816 c.

5. Khrestomatiya po obschej psikhologii. Psikhologiya pamyati / pod red. Yu.B. Gippenrejter, V.Ya. Romanova. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1979. 272 s.

6. Psikhologiya pamyati / pod red. Yu.B. Gippenrejter, V.Ya. Romanova. 1998‒2000. URL: https://gigabaza.ru/download/22757.html (data obrascheniya: 24.10.2021).

7. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury: prikaz Minobrnauki Rossii ot 05.04.2017 № 301 (red. ot 17.08.2020): zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.07.2017 № 47415 [Ehlektronnyj resurs] // SPS “Konsul'tantPlyus”. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=362420#C6LTlnSGkOad0h9W1 (data obrascheniya: 04.11.2021).

8. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury: prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.04.2021 № 245: zaregistrirovano v Minyuste Rossii 13.08.2021 № 64644 [Ehlektronnyj resurs] // SPS “Konsul'tantPlyus”. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=0C1CEBC59D2BD309959BB3941E7DAD54&base=LAW&n=393023&dst=100015&field=134&stat=srcfld%3D134%26src%3D1000000001%26code%3D16876%26page%3Dinfo%26p%3D0%26base%3DLAW%26doc%3D362420#F0KUlnSaDSjR3r2C (data obrascheniya: 04.11.2021).

9. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestatsii po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta i programmam magistratury: prikaz Minobrnauki Rossii ot 29.06.2015 № 636 (red. ot 27.03.2020): zaregistrirovano v Minyuste Rossii 22.07.2015 № 38132 [Ehlektronnyj resurs] // SPS “Konsul'tantPlyus”. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=349693#Q9kWlnSiLssb5Ab (data obrascheniya: 04.11.2021).

10. O gosudarstvennoj akkreditatsii obrazovatel'noj deyatel'nosti (vmeste s "Polozheniem o gosudarstvennoj akkreditatsii obrazovatel'noj deyatel'nosti"): postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18.11.2013 № 1039 (red. ot 07.07.2021) [Ehlektronnyj resurs] // SPS “Konsul'tantPlyus”. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=390159#syuq5oSgMklIxotk (data obrascheniya: 07.11.2021).

11. O napravlenii Metodicheskikh rekomendatsij po NOKO (Metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu nezavisimoj otsenki kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti organizatsij, osuschestvlyayuschikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost'): pis'mo Minobrnauki Rossii ot 03.04.2015 №AP-512/02 [Ehlektronnyj resurs] // Ehlektronnyj fond normativno-tekhnicheskoj i normativno-pravovoj informatsii Konsortsiuma «Kodeks». URL: https://docs.cntd.ru/document/420275219 (data obrascheniya: 07.11.2021).

12. Vebinar "Nezavisimaya otsenka kachestva podgotovki obuchayuschikhsya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya", 6 oktyabrya 2019 [Ehlektronnyj resurs] / Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya «Gruppa realizatsii proektov «Informehkspertiza». URL: https://go.mail.ru/search_video?fm=1&q=Kto%20provodit%20nezavisimuyu%20otsenku%20kachestva%20podgotovki%20obuchayuschikhsya%20&frm=ws_t (data obrascheniya: 18.12.2021).

13. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya samoobsledovaniya obrazovatel'noj organizatsiej: prikaz Minobrnauki Rossii ot 14 iyunya 2013 goda № 462: (s izmeneniyami na 14 dekabrya 2017 goda) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499028374 (data obrascheniya: 21.12.2021).

14. Kochukova M.V., Sviridov V.V., Tkacheva N.M. Sistemnyj podkhod k razrabotke soderzhaniya baz testovykh zadanij dlya proverki ostatochnykh znanij // Obrazovanie i nauka. 2009. № 11 (68).

15. Vol'chik V.V., Zhuk A.A., Fursa E.V. Mekhanizmy preodoleniya institutsional'nykh lovushek v sfere obrazovaniya i nauki // Journal of Institutional Studies. 2021. Vol. 13, № 1. P. 135-155.

16. Skholastika [Ehlektronnyj resurs] // Natsional'naya ehntsiklopedicheskaya sluzhba. URL: https://terme.ru/termin/sholastika.html (data obrascheniya: 31.10.2021).

17. Rajnkhard Z. Chto takoe sotsial'naya istoriya? Razryvy i preemstvennost' v osvoenii «sotsial'nogo» // THESIS. 1993. Vyp. 1. S.163-181.

18. Perechen' poruchenij po itogam sovmestnogo rasshirennogo zasedaniya prezidiuma Gossoveta i Soveta po nauke i obrazovaniyu (utv. Prezidentom RF 28.03.2020 № Pr-589) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://legalacts.ru/doc/perechen-poruchenii-po-itogam-sovmestnogo-rasshirennogo-zasedanija-prezidiuma-gossoveta/ (data obrascheniya: 08.11.2021).

19. Ehbbingauz' G. Ocherk' psikhologii / dopolnennyj perevod' s' 3-go nҌmetskago izdaniya pod' redaktsiej K.I. Povarnina. S.-Peterburg'. Izdanie O. Bogdanovoj. 1911.

20. Shalakhmetova A.V., Tonysheva L.L. Proverka ostatochnykh znanij studentov kak sostavlyayuschaya tekhnologii otsenki kachestva obrazovaniya [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22694998_95568063.pdf (data obrascheniya: 28.10.2021).

Система Orphus

Loading...
Up