Развитие исследований актуальных образовательных и социальных проблем (к юбилею Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы)

 
Код статьиS181570410023848-7-1
DOI10.54884/S181570410023848-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры теории и технологии социальной работы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: заведующая кафедрой прикладной педагогики и логопедии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент кафедры клинической психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: заведующий кафедрой социальной психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы176-186
Аннотация

В статье раскрываются вопросы становления и развития Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы в течение тридцати лет как единственного регионального вуза города, занимающегося подготовкой кадров для социальной сферы. Авторы останавливаются на анализе статей, посвященных наиболее актуальным проблемам исследования основных направлений совершенствования профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Ставится вопрос о том, как современные исследования социальной деятельности вписываются в культурно-исторические традиции города, его социальных приоритетов, деятельности по образованию и социальной защите маломобильных групп населения, групп риска, людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приводятся примеры их творческой деятельности и активного участия в научно-практических конференциях в течение всех лет работы института. 

Ключевые словаобразование, подготовка кадров, люди с инвалидностью, маломобильные группы населения, исследование профессиональной деятельности, практики социальной сферы
Получено27.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов22246
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В 2022 году Санкт-Петербургскому государственному институту психологии и социальной работы (СПбГИПСР) исполнилось 30 лет.
2 Созданный по инициативе общественности нашего города, людей, ставящих своей задачей продолжать его славные традиции в системе образования, культуры и духовной жизни, этот региональный институт в тяжелый период перестройки направил свое внимание на решение самых насущных проблем для уязвимых слоев населения [1].
3 Во все исторические периоды образование стимулировало потенциал общества, формировало отношение к духовно-нравственным вопросам, социальным стратам, социальным группам, нуждающимся в поддержке и сопровождении. Опыт этой петербургской деятельности непомерно богат, разнообразен и дает пример проявления гуманизма, сострадания и таланта многих тысяч петербуржцев, внесших огромный вклад в развитие страны. Творческое использование инициатив международного опыта, теории и практики многонациональной России в деле развития образования и культуры было характерно для всех периодов Санкт-Петербурга в течение трехсот лет его существования.
4 История развития Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы – это путь создания современного опыта подготовки кадров для социальной сферы города, формирования специалистов, работающих как в области совершенствования социальной основы города, его социального кластера, так и для выполнения одной из важнейших функций социального государства – поддержки социальных «групп риска», нуждающихся в дополнительной социальной защите на макро/мезо/микроуровнях.
5 Признавая первостепенную роль образования в подготовке кадров для социальной работы и психологической помощи населению, сотрудники института одновременно выступали как организаторы комплексных научных исследований в области непрерывного социального и профессионального развития будущих специалистов, студентов и магистров. При этом уделялось большое внимание исследованиям педагогической деятельности профессионально-преподавательских кадров, работников методических служб, специалистов социальной сферы города, общественности.
6 Исследования в данной области нашли свое отражение в многочисленных современных публикациях по проблемам социально-образовательной деятельности.
7 В представленной публикации хотим остановиться на основных научных идеях в рамках ведущих направлений деятельности Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, которые оказали влияние на развитие современной практики в области подготовки специалистов по социальной работе.
8 Выделим наиболее значимые направления в области развития непрерывного образования специалистов социальной сферы:
  • развитие непрерывного образования общества как фактор утверждения духовно-нравственных приоритетов: культурно-исторический аспект [2];
  • образование «групп риска» в целях гуманизации общества, развития солидарности в условиях социальной неопределенности [3];
  • образование специалистов социальной сферы как основного базиса социального кластера мегаполиса, комплексно решающего на междисциплинарном, межведомственном уровнях проблемы социальных групп города, особенно «групп риска», маломобильного населения [4];
  • введение исследований по подготовке специалистов социальной сферы в научный дискурс общих проблем педагогики и непрерывного образования, влияющих на развитие теории и технологий непрерывного профессионального образования работников социальной сферы Санкт-Петербурга [5].

всего просмотров: 151

Оценка читателей: голосов 0

1. Платонов Ю.П. Феномен эмоционального выгорания личности: структурно-функциональный анализ // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Т. 29. № 1. С. 7–13.

2. Социальная направленность культурно-образовательной деятельности Санкт-Петербурга: история и современность. СПб.: СПбГИПСР, 2011. 126 с.

3. Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Социальная работа» / [Н. М. Платонова и др.]; под науч. ред. Н.М. Платоновой. М.: Академия, 2016. 315 с.

4. Инновационные технологии социальной реабилитации и абилитации лиц пожилого возраста и инвалидов: монография / под ред. С.С. Лебедевой, Ю.Ю. Платоновой. СПб.: СПбГИПСР, 2021. 226 с.

5. Горшкова В.В. Феномен образования человека. СПб.: Астерион, 2020. 490 с.

6. Романов П.В. Россия и Запад на качелях истории: от Павла I до Александра II. СПб.: Амфора, 2015. 447 с.

7. Кудрявцева М.Е., Лебедева С.С., Платонова Ю.Ю. Образование людей с инвалидностью в контексте использования стратегических коммуникаций в условиях неопределенности // Человек и образование. 2022. № 1(70). C. 81–90.

8. Инновации в образовании и социальном обслуживании инвалидов и лиц пожилого возраста в процессе их реабилитации в условиях социальной неопределенности / под ред. С.С. Лебедевой. СПб.: СПбГИПСР, 2022. 146 с.

9. Афанасьева О.В., Кучукова Н.Ю., Семено А.А. Cоциальное сопровождение выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. СПб.: СПбГИПСР, 2021. 148 с.

10. Лебедева С.С., Резинкина Л.В., Кудрявцева М.Е., Куликова Е.А. Инклюзивные процессы в системе непрерывного образования лиц с инвалидностью // Человек и образование. 2020. № 4(65). С. 50–46.

11. Созинова М.В. Социальное сопровождение наркозависимых в условиях современного социума // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции, 20-21 апреля 2017 г. / под общ. ред. Ю.П. Платонова. СПб.: СПбГИПСР, 2017. С. 200–202.

12. Афанасьева О.В., Платонова Н.М. Теория и практика социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в системе социального обслуживания. СПб.: СПбГИПСР, 2020. 230 с.

13. Современная модель специалиста социального профиля в системе социального обслуживания населения: материалы межрегиональной научно-практической конференции 20 октября 2020 г. / под общ. ред. Ю.П. Платонова. СПб.: СПбГИПСР, 2020. 240с.

14. Афанасьева О.В., Ефимова А.В., Котлякова Е.О., Лукина Г.Г., др. / под ред. Н.М. Платоновой. Теория и практика социальной работы с инвалидами с нарушением интеллекта в системе социального обслуживания. СПб.: СПбГИПСР, 2020. 208 с.

15. Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студентов среднего профессионального образования / Н.Ю. Кучукова, А.А. Семено, О.В. Афанасьева. М.: Академия, 2021. 224 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх