Development of research on topical educational and social problems (on the anniversary of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work)

 
PIIS181570410023848-7-1
DOI10.54884/S181570410023848-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Theory and Technology of Social Work
Affiliation: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Head of the Department of Applied Pedagogy and Speech Therapy
Affiliation: Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Associate Professor of the Department of Clinical Psychology
Affiliation: Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Head of the Department of Social Psychology
Affiliation: University of Humanities and Social Sciences
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages176-186
Abstract

The article reveals the issues of formation and development of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work for thirty years as the only regional university in the city that trains personnel for the social sphere. The author dwells on the analysis of articles devoted to the most pressing problems of research on the main directions for improving professional activities of social specialists. The question is raised on how modern studies of social activity fit the cultural and historical traditions of the city, its social priorities, activities for the education and social protection of people with limited mobility, risk groups, people with disabilities and disabilities. Examples of their creative activity and active participation in scientific and practical conferences over the past twenty-five years are given. The most significant results of the discussion of educational and socio-educational problems are considered.

Keywordseducation, training, people with disabilities, people with limited mobility, research on professional activities, social practices
Received27.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters22246
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В 2022 году Санкт-Петербургскому государственному институту психологии и социальной работы (СПбГИПСР) исполнилось 30 лет.
2 Созданный по инициативе общественности нашего города, людей, ставящих своей задачей продолжать его славные традиции в системе образования, культуры и духовной жизни, этот региональный институт в тяжелый период перестройки направил свое внимание на решение самых насущных проблем для уязвимых слоев населения [1].
3 Во все исторические периоды образование стимулировало потенциал общества, формировало отношение к духовно-нравственным вопросам, социальным стратам, социальным группам, нуждающимся в поддержке и сопровождении. Опыт этой петербургской деятельности непомерно богат, разнообразен и дает пример проявления гуманизма, сострадания и таланта многих тысяч петербуржцев, внесших огромный вклад в развитие страны. Творческое использование инициатив международного опыта, теории и практики многонациональной России в деле развития образования и культуры было характерно для всех периодов Санкт-Петербурга в течение трехсот лет его существования.
4 История развития Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы – это путь создания современного опыта подготовки кадров для социальной сферы города, формирования специалистов, работающих как в области совершенствования социальной основы города, его социального кластера, так и для выполнения одной из важнейших функций социального государства – поддержки социальных «групп риска», нуждающихся в дополнительной социальной защите на макро/мезо/микроуровнях.
5 Признавая первостепенную роль образования в подготовке кадров для социальной работы и психологической помощи населению, сотрудники института одновременно выступали как организаторы комплексных научных исследований в области непрерывного социального и профессионального развития будущих специалистов, студентов и магистров. При этом уделялось большое внимание исследованиям педагогической деятельности профессионально-преподавательских кадров, работников методических служб, специалистов социальной сферы города, общественности.
6 Исследования в данной области нашли свое отражение в многочисленных современных публикациях по проблемам социально-образовательной деятельности.
7 В представленной публикации хотим остановиться на основных научных идеях в рамках ведущих направлений деятельности Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, которые оказали влияние на развитие современной практики в области подготовки специалистов по социальной работе.
8 Выделим наиболее значимые направления в области развития непрерывного образования специалистов социальной сферы:
  • развитие непрерывного образования общества как фактор утверждения духовно-нравственных приоритетов: культурно-исторический аспект [2];
  • образование «групп риска» в целях гуманизации общества, развития солидарности в условиях социальной неопределенности [3];
  • образование специалистов социальной сферы как основного базиса социального кластера мегаполиса, комплексно решающего на междисциплинарном, межведомственном уровнях проблемы социальных групп города, особенно «групп риска», маломобильного населения [4];
  • введение исследований по подготовке специалистов социальной сферы в научный дискурс общих проблем педагогики и непрерывного образования, влияющих на развитие теории и технологий непрерывного профессионального образования работников социальной сферы Санкт-Петербурга [5].

views: 150

Readers community rating: votes 0

1. Platonov Yu.P. Fenomen ehmotsional'nogo vygoraniya lichnosti: strukturno-funktsional'nyj analiz // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial'noj raboty. 2018. T. 29. № 1. S. 7–13.

2. Sotsial'naya napravlennost' kul'turno-obrazovatel'noj deyatel'nosti Sankt-Peterburga: istoriya i sovremennost'. SPb.: SPbGIPSR, 2011. 126 s.

3. Sotsial'naya rabota s litsami iz gruppy riska, okazavshimisya v trudnoj zhiznennoj situatsii: uchebnik dlya ispol'zovaniya v uchebnom protsesse obrazovatel'nykh uchrezhdenij, realizuyuschikh programmy srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti «Sotsial'naya rabota» / [N. M. Platonova i dr.]; pod nauch. red. N.M. Platonovoj. M.: Akademiya, 2016. 315 s.

4. Innovatsionnye tekhnologii sotsial'noj reabilitatsii i abilitatsii lits pozhilogo vozrasta i invalidov: monografiya / pod red. S.S. Lebedevoj, Yu.Yu. Platonovoj. SPb.: SPbGIPSR, 2021. 226 s.

5. Gorshkova V.V. Fenomen obrazovaniya cheloveka. SPb.: Asterion, 2020. 490 s.

6. Romanov P.V. Rossiya i Zapad na kachelyakh istorii: ot Pavla I do Aleksandra II. SPb.: Amfora, 2015. 447 s.

7. Kudryavtseva M.E., Lebedeva S.S., Platonova Yu.Yu. Obrazovanie lyudej s invalidnost'yu v kontekste ispol'zovaniya strategicheskikh kommunikatsij v usloviyakh neopredelennosti // Chelovek i obrazovanie. 2022. № 1(70). C. 81–90.

8. Innovatsii v obrazovanii i sotsial'nom obsluzhivanii invalidov i lits pozhilogo vozrasta v protsesse ikh reabilitatsii v usloviyakh sotsial'noj neopredelennosti / pod red. S.S. Lebedevoj. SPb.: SPbGIPSR, 2022. 146 s.

9. Afanas'eva O.V., Kuchukova N.Yu., Semeno A.A. Cotsial'noe soprovozhdenie vypusknikov internatnykh uchrezhdenij iz chisla detej-sirot i detej, ostavshikhsya bez popecheniya roditelej. SPb.: SPbGIPSR, 2021. 148 s.

10. Lebedeva S.S., Rezinkina L.V., Kudryavtseva M.E., Kulikova E.A. Inklyuzivnye protsessy v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya lits s invalidnost'yu // Chelovek i obrazovanie. 2020. № 4(65). S. 50–46.

11. Sozinova M.V. Sotsial'noe soprovozhdenie narkozavisimykh v usloviyakh sovremennogo sotsiuma // Psikhologo-sotsial'naya rabota v sovremennom obschestve: problemy i resheniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, 20-21 aprelya 2017 g. / pod obsch. red. Yu.P. Platonova. SPb.: SPbGIPSR, 2017. S. 200–202.

12. Afanas'eva O.V., Platonova N.M. Teoriya i praktika sotsial'noj raboty s det'mi-sirotami i det'mi, ostavshimisya bez popecheniya roditelej, v sisteme sotsial'nogo obsluzhivaniya. SPb.: SPbGIPSR, 2020. 230 s.

13. Sovremennaya model' spetsialista sotsial'nogo profilya v sisteme sotsial'nogo obsluzhivaniya naseleniya: materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii 20 oktyabrya 2020 g. / pod obsch. red. Yu.P. Platonova. SPb.: SPbGIPSR, 2020. 240s.

14. Afanas'eva O.V., Efimova A.V., Kotlyakova E.O., Lukina G.G., dr. / pod red. N.M. Platonovoj. Teoriya i praktika sotsial'noj raboty s invalidami s narusheniem intellekta v sisteme sotsial'nogo obsluzhivaniya. SPb.: SPbGIPSR, 2020. 208 s.

15. Sotsial'naya rabota s sem'ej i det'mi: uchebnik dlya studentov srednego professional'nogo obrazovaniya / N.Yu. Kuchukova, A.A. Semeno, O.V. Afanas'eva. M.: Akademiya, 2021. 224 s.

Система Orphus

Loading...
Up