Teacher’s Professional and Personal Development: Dominant Judgments and Assessments

 
PIIS181570410023845-4-1
DOI10.54884/S181570410023845-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Vice-Rector for General Affairs
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages135-141
Abstract

The article states and considers the problem of professional and personal development teacher; professional and moral self-development of a teacher; innovative potential of a teacher; labor potential of an educational organization) is analyzed. A number of directions of practical application of this concept are defined; its meaningful interpretation is given based on the application of a set of generalized potential and actual characteristics, properties of the teacher. The results of a study devoted to clarifying the meaningful interpretation of the concept of "professional and personal development of a teacher", determining priority areas, approaches, and effective tools for professional and personal development of a teacher in modern conditions are presented and discussed. The research tool was the method of binary oppositions, which made it possible to take into account and compare opinions, assessments and judgments on the problem under consideration not only by representatives of the school administration, but also by teachers themselves as subjects of professional and personal development.

Keywordsteacher’s professional and personal development, teacher’s professional and pedagogical quality, innovative transformations and innovative practices, opportunities for teacher’s development
Received27.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters11677
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Эффективность инновационных преобразований в сфере школьного образования в России зависит не только от профессионализма учителя, но и от его личностной позиции, установок, мотивации. Учитель выступает неким связующим звеном между многоуровневой системой управления и другими участниками образовательных отношений в лице обучающихся, их родителей (законных представителей).
2 В современных условиях уместно говорить об инновационном потенциале педагога, под которым Т.И. Власова и О.В. Костейчук понимают совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, его открытость новому, прогрессивному, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов [1].
3 В сложно выстроенной, иерархичной, стохастичной системе образования имеются элементы, воспроизводящие человеческий потенциал, созидающие личностное начало. Именно такими элементами выступают бинарные и множественные межличностные связи учителей и обучающихся в ходе осуществления различных форм учебной и внеурочной деятельности, образовательных практик.
4 В ходе учебного процесса, воспитательной работы учитель и обучающиеся, при включенном участии родителей, обмениваются не только информацией, знаниями, опытом творческой деятельности, происходит не только формирование предметных и метапредметных результатов, но и идут интенсивные социально-психологические процессы, устанавливается определенный ценностный фон, осуществляется постижение смыслов, реализуется диалог культур, то есть речь идет о профессионально-личностном развитии учителя.
5 Результаты и их обсуждение. Развитие педагога как личности и профессионала стало предметом исследований А.А. Деркача, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.В. Пановой, Ю.В. Сенько и др. [2; 3; 4; 5; 6]. Резюмируя выводы ученых, О.П. Морозова констатирует, что личностно-профессиональное развитие педагога – активное качественное преобразование им своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии [7, с. 32].
6 А.В. Батаршев и И.С. Макарьев сущность феномена «профессионально-личностное становление и развитие педагога» трактуют как непрерывный процесс прогрессивных качественных изменений его личности под влиянием социальных воздействий, собственной активности, самосовершенствования и самореализации [8].
7 При этом можно констатировать, что профессионально-личностное качество учителя как научное понятие в прямой постановке еще не получило должного раскрытия, не стало предметом интенсивных исследований, в концептуальном плане раскрыто и осмыслено недостаточно. Имеется лишь небольшое число научных работ, в которых предпринималась попытка раскрытия и интерпретации данного понятия [9, с. 12; 10, с. 38; 7; 5, с. 59].

views: 212

Readers community rating: votes 0

1. Vlasova T.I., Kostejchuk O.V. Vyyavlenie i razvitie innovatsionnogo potentsiala pedagogov kak vazhnaya zadacha opytno-ehksperimental'noj raboty obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://psyjournals.ru/files/53148/Sociosphera_2012_n2_Vlasova-O-V-Kostejchuk.pdf (data obrascheniya: 08.10.2022).

2. Derkach A.A. Akmeologiya: lichnostnoe i professional'noe razvitie cheloveka: Metodologo-prikladnye osnovy akmeologicheskikh issledovanij. M., 2000. 392 s.

3. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma. M.: Mezhdunar. gumanitar. fond «Znanie», 1996. 308 s.

4. Mitina L.M. Uchitel' kak lichnost' i professional (psikhologicheskie problemy). M.: Delo, 1994. 216 s.

5. Panova N.V. Lichnostnoe razvitie pedagoga v nepreryvnom professional'nom obrazovanii // Chelovek i obrazovanie. 2009. № 1 (18). S. 58–62.

6. Sen'ko Yu.V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya. M.: Akademiya, 2000. 240 s.

7. Morozova O.P. Professional'no-lichnostnoe razvitie prepodavatelya vuza v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Ehlektronnyj resurs]. URL: izvestia.asu.ru/2011/2-1/peda/TheNewsOfASU-2011-2-1-peda-06.pdf. (data obrascheniya: 10.10.2022).

8. Batarshev A.V., Makar'ev I.S. Professional'no-lichnostnoe stanovlenie i razvitie pedagoga: teoretiko-metodicheskie osnovaniya // Kontsept: nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal. 2014. № 12 (dekabr'). S. 16–20.

9. Kolesnikova I.A. O razvitii professional'no-pedagogicheskogo kachestva v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Kachestvo nepreryvnogo obrazovaniya kak problema razvitiya obrazovatel'noj sistemy: mezhvuzovskij sbornik nauchnykh statej. SPb.: LOIRO, 2002. S. 12–23.

10. Romanova L.Yu. Pedagogicheskoe obespechenie professional'no-nravstvennogo samorazvitiya uchitelya v usloviyakh obscheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01 / Romanova Lyudmila Yur'evna. Kazan', 2011. 205 s.

11. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (data obrascheniya: 12.10.2022).

Система Orphus

Loading...
Up