Профессионально-личностное развитие учителя: доминирующие суждения и оценки

 
Код статьиS181570410023845-4-1
DOI10.54884/S181570410023845-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: проректор по общим вопросам
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы135-141
Аннотация

В статье заявлена и рассматривается проблема профессионально-личностного развития современного учителя. С квалитативных и общеметодологических позиций анализируется содержательное наполнение понятия «профессионально-личностное развитие учителя» и его связь с другими понятиями общей и профессиональной педагогики (профессионально-педагогическое качество учителя; профессионально-нравственное саморазвитие учителя; инновационный потенциал педагога; трудовой потенциал образовательной организации). Определен ряд направлений практического применения указанного понятия; дана его содержательная трактовка на основе применения комплекса обобщенных потенциальных и актуальных характеристик, свойств учителя. Изложены и обсуждаются результаты исследования, посвященного уточнению содержательного толкования понятия «профессионально-личностное развитие учителя», определению приоритетных направлений, подходов, эффективных инструментов профессионально-личностного развития учителя в современных условиях. Инструментарием исследования послужил метод бинарных оппозиций, позволивший учесть и сопоставить мнения, оценки и суждения по рассматриваемой проблеме не только представителей администрации школы, но и самих учителей как субъектов профессионально-личностного развития.

Ключевые словапрофессионально-личностное развитие учителя, профессионально-педагогическое качество учителя, инновационные преобразования и инновационные практики, возможности развития учителя
Получено27.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов11677
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Эффективность инновационных преобразований в сфере школьного образования в России зависит не только от профессионализма учителя, но и от его личностной позиции, установок, мотивации. Учитель выступает неким связующим звеном между многоуровневой системой управления и другими участниками образовательных отношений в лице обучающихся, их родителей (законных представителей).
2 В современных условиях уместно говорить об инновационном потенциале педагога, под которым Т.И. Власова и О.В. Костейчук понимают совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, его открытость новому, прогрессивному, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов [1].
3 В сложно выстроенной, иерархичной, стохастичной системе образования имеются элементы, воспроизводящие человеческий потенциал, созидающие личностное начало. Именно такими элементами выступают бинарные и множественные межличностные связи учителей и обучающихся в ходе осуществления различных форм учебной и внеурочной деятельности, образовательных практик.
4 В ходе учебного процесса, воспитательной работы учитель и обучающиеся, при включенном участии родителей, обмениваются не только информацией, знаниями, опытом творческой деятельности, происходит не только формирование предметных и метапредметных результатов, но и идут интенсивные социально-психологические процессы, устанавливается определенный ценностный фон, осуществляется постижение смыслов, реализуется диалог культур, то есть речь идет о профессионально-личностном развитии учителя.
5 Результаты и их обсуждение. Развитие педагога как личности и профессионала стало предметом исследований А.А. Деркача, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.В. Пановой, Ю.В. Сенько и др. [2; 3; 4; 5; 6]. Резюмируя выводы ученых, О.П. Морозова констатирует, что личностно-профессиональное развитие педагога – активное качественное преобразование им своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии [7, с. 32].
6 А.В. Батаршев и И.С. Макарьев сущность феномена «профессионально-личностное становление и развитие педагога» трактуют как непрерывный процесс прогрессивных качественных изменений его личности под влиянием социальных воздействий, собственной активности, самосовершенствования и самореализации [8].
7 При этом можно констатировать, что профессионально-личностное качество учителя как научное понятие в прямой постановке еще не получило должного раскрытия, не стало предметом интенсивных исследований, в концептуальном плане раскрыто и осмыслено недостаточно. Имеется лишь небольшое число научных работ, в которых предпринималась попытка раскрытия и интерпретации данного понятия [9, с. 12; 10, с. 38; 7; 5, с. 59].

всего просмотров: 213

Оценка читателей: голосов 0

1. Власова Т.И., Костейчук О.В. Выявление и развитие инновационного потенциала педагогов как важная задача опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/files/53148/Sociosphera_2012_n2_Vlasova-O-V-Kostejchuk.pdf (дата обращения: 08.10.2022).

2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000. 392 с.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.

4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 216 с.

5. Панова Н.В. Личностное развитие педагога в непрерывном профессиональном образовании // Человек и образование. 2009. № 1 (18). С. 58–62.

6. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000. 240 с.

7. Морозова О.П. Профессионально-личностное развитие преподавателя вуза в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: izvestia.asu.ru/2011/2-1/peda/TheNewsOfASU-2011-2-1-peda-06.pdf. (дата обращения: 10.10.2022).

8. Батаршев А.В., Макарьев И.С. Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2014. № 12 (декабрь). С. 16–20.

9. Колесникова И.А. О развитии профессионально-педагогического качества в системе непрерывного образования // Качество непрерывного образования как проблема развития образовательной системы: межвузовский сборник научных статей. СПб.: ЛОИРО, 2002. С. 12–23.

10. Романова Л.Ю. Педагогическое обеспечение профессионально-нравственного саморазвития учителя в условиях общеобразовательного учреждения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Романова Людмила Юрьевна. Казань, 2011. 205 с.

11. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 12.10.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх