New Possibilities of Using Active and Interactive Methods in Teaching a Foreign Language

 
PIIS181570410023843-2-1
DOI10.54884/S181570410023843-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Teacher of foreign languages, Head
Affiliation: Foreign language school network
Address: Russian Federation, Kazan
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages125-134
Abstract

The article presents a review of modern active and interactive methods, the use of which is relevant and effective in teaching a foreign language at the present time. Despite the ongoing global political and economic changes, both in the country and in the world, the relevance of learning English is not reduced. The importance of a foreign language in the system of education and upbringing remains very high. And it is more important not only to use the experience accumulated by teachers, but also to introduce new modern methods that meet the current situation. The choice of methods and techniques that can be used in both full-time and distance form of work with the class seems optimal. It should also be noted that with a creative approach even seemingly "outdated" methods and techniques can be used in the educational process. Combinations of familiar and effective methods can open up new ways to improve the effectiveness and productivity of teaching a foreign language.

Keywordsforeign language, English language, methods and technology of teaching, distance learning, teaching methods, active methods, interactive methods, traditional methods, effectiveness and efficiency of teaching
Received27.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters20504
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В настоящее время по-прежнему используются традиционные методы обучения иностранным языкам, и, хотя многие их них за годы педагогической практики зарекомендовали себя как надежные инструменты в руках преподавателя, одно из требований современности – внедрять в систему обучения новые методики и технологии, возникающие как следствие современных вызовов к системе образования. Отсюда налицо актуальность не только поиска новых методов обучения, но и обновления существующих технологий обучения за счет комбинации принятых методов обучения, которые уже зарекомендовали свою эффективность.
2 Одним из последних вызовов современности была пандемия COVID-19, которая серьезнейшим образом повлияла на современную образовательную систему, послужила толчком развития различных новых форм обучения на основе дистанционных технологий и электронного обучения. Так, например, дистанционная форма обучения, активно внедренная в момент пандемии COVID-19, поставила перед учителями и преподавателями задачи, решать которые пришлось оперативно и максимально качественно. Одновременно с этим не только стали видны проблемы организации в целом учебного процесса в новых условиях, но и проявились частные вопросы преподавания отдельных предметов, в том числе и иностранного языка. Изучение педагогического опыта преподавания иностранных языков на основе анализа существующих научно-методических работ выделило проблему минимального использования современных методов обучения и приверженность традиционным методам при использовании дистанционной формы обучения.
3 Результаты. Сегодня все существующие подходы к обучению иностранным языкам можно разделить на три большие группы методов: с использованием либо традиционных (или пассивных), либо активных, либо интерактивных методов обучения. Описания этих методов на разных уровнях детализации, их классификации (как отмечено, например, в [1]) можно легко найти сегодня в существующей научно-методической литературе. Но нам представляется целесообразным с практической точки зрения привести обзор актуальных методов обучения – не только их перечисление, но и краткое описание каждого из них с иллюстрацией будет примером, полезным учителю для обучения английскому языку.
4 Специфической чертой традиционного метода является то, что именно преподаватель является центром образовательного процесса. Педагог играет активную роль, тогда как его ученики занимают весьма пассивную позицию в ходе обучения. В основном при таком подходе к обучению иностранному языку материал излагается преподавателем, а ученики выполняют задания, которые часто являются учебно-тренировочными и контрольными. Нередко задания в рамках этого подхода концентрируются на изучении грамматики и в очень незначительной степени способствуют развитию коммуникативных навыков. Активные методы обучения иностранному языку подразумевают, что активность проявляет не только преподаватель, но и обучающиеся. Многие методики, используемые в рамках этого метода, подразумевают возможность задавать вопросы преподавателю, высказывать свои идеи, работать в мини-группах. Такой подход к обучению уже является более эффективным и продуктивным. Интерактивные методы обучения позволяют достигать образовательные цели, комбинируя между собой разнообразные подходы к обучению и методики как в системе традиционного, так и в рамках дистанционного обучения. Важной отличительной чертой интерактивных методов является то, что обучающиеся не просто проявляют активность в ходе выполнения заданий и контрольно-проверочных работ, но и могут предлагать свои идеи, проекты, способы и методы работы.

views: 238

Readers community rating: votes 0

1. Laptev V.V., Ryzhova N.I., Shvetskij M.V. Spetsial'nye metody obucheniya informatike // Voprosy teorii i praktiki obucheniya informatike: sb. nauch. tr. /pod red. V.V. Lapteva. SPb.: RGPU im. A. I. Gertsena, 1998. S. 95–113.

2. Evdokimova N.B. Sovremennye metody i modeli v prepodavanii inostrannykh yazykov i kul'tur // Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. 2013. № 8. S. 97-100.

3. Salpagarova A.A., Tekeeva Eh.K. Podkhody i metody prepodavaniya grammatiki anglijskogo yazyka // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 58-2. S. 216-219.

4. Zhukova N.A. Formirovanie inoyazychnoj kompetentsii studentov neyazykovogo VUZa // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 3(76). S. 527-528.

5. Osborne A. Your creative power. NY: Myers Press. 2007. 392 p.

6. Daricheva M.V., Dorozhkina D.S., Grishina I.A. Primenenie interaktivnykh metodov pri obuchenii govoreniyu na urokakh anglijskogo yazyka // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022. № 75-4. S. 99-102.

7. Buzan T. The mind map book: How to use radiant thinking to maximize your brain's untapped potential. Plume, 1996. 320 p.

8. Zlobina E.A. Optimizatsiya protsessa obucheniya magistrantov neyazykovykh napravlenij inostrannym yazykam s pomosch'yu tekhnik vizualizatsii myshleniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. № 3 (68). S.139-147.

9. Diller K. C. The language teaching controversy. Rowley, Massachusetts: Newbury House.se. 2015.174 p.74

10. Fries C.C. Teaching and learning English as a foreign language. Ann Arbor, 1947. 303 p.

11. Kaikenova K. Interactive forms and methods of training of civil servants: textbook. Astana, 2008. 201 p.

12. Littlewood. W. Communicative language teaching: an introduction. Cambridge: CUP. 1981. 108 p.

13. Palmer H. Scientific study and teaching of languages. London, 1972. 175 p.

14. Richards G.C. and Rodgers T.S. Approaches and methods in language teaching. USA, 1993. 90 p.

15. Metel'kova L.A., Oganesyan E.A. Ispol'zovanie mental'nykh kart na frantsuzskom yazyke v formirovanii pragmaticheskoj kompetentsii studentov // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2021. T. 10. №1(34). S. 163-166.

16. Parshutkina T.A., Gozhina O.L. Ispol'zovanie biznes-kejsov v protsesse obucheniya delovomu obscheniyu na inostrannom yazyke // Prepodavatel' XXI vek. 2022. № 2-1. S. 114-119.

17. Ryzhova N.I., Koroleva N.Yu. Razvitiya tsifrovykh kompetentsij starsheklassnikov v shkol'nom kurse informatiki posredstvom kejs-tekhnologij // Informatika v shkole. 2021. № 9(172). S. 39-44.

18. Ryzhova N. I., Koroleva N. Yu. Ispol'zovanie tsifrovykh i mezhpredmetnykh proektno-issledovatel'skikh tekhnologij vo vneurochnoj deyatel'nosti // Nauka i Shkola. 2022. № 4. S. 211–224.

19. Nikiforova M.N. Obuchenie anglijskomu yazyku s ispol'zovaniem obrazovatel'nykh onlajn-platform // Sovremennoe obrazovanie: traditsii i innovatsii. 2021. № 4. S. 151-154.

Система Orphus

Loading...
Up