Новые возможности использования активных и интерактивных методов при обучении иностранному языку

 
Код статьиS181570410023843-2-1
DOI10.54884/S181570410023843-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: преподаватель иностранных языков, руководитель
Аффилиация: Сеть школ иностранных языков «Перспектива»
Адрес: Российская Федерация, Казань
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы125-134
Аннотация

В данной статье представлен обзор современных активных и интерактивных методов, использование которых актуально и результативно при обучении иностранному языку в настоящее время. Подчеркивается, что, несмотря на происходящие глобальные политические и экономические изменения как в стране, так и в мире, актуальность изучения иностранного языка не снижается. Показано, что значение иностранного языка в системе образования и воспитания остается весьма высоким. И тем важнее не только использовать опыт, накопленный педагогами, но и внедрять новые современные методы, отвечающие актуальной ситуации. Оптимальным представляется выбор методов и методик, которые могут быть использованы и в очной, и в дистанционной форме работы с классом. Также в данной статье отмечено, что при креативном подходе даже, казалось бы, «устаревшие» методы и методики обучения могут быть использованы в образовательном процессе. Комбинации знакомых и эффективных методов могут открыть новые пути к повышению эффективности и продуктивности преподавания иностранного языка.

Ключевые словаиностранный язык, английский язык, методика и технология обучения, дистанционное обучение, методы обучения, активные методы, интерактивные методы, традиционные методы, эффективность и результативность обучения
Получено27.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов20504
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В настоящее время по-прежнему используются традиционные методы обучения иностранным языкам, и, хотя многие их них за годы педагогической практики зарекомендовали себя как надежные инструменты в руках преподавателя, одно из требований современности – внедрять в систему обучения новые методики и технологии, возникающие как следствие современных вызовов к системе образования. Отсюда налицо актуальность не только поиска новых методов обучения, но и обновления существующих технологий обучения за счет комбинации принятых методов обучения, которые уже зарекомендовали свою эффективность.
2 Одним из последних вызовов современности была пандемия COVID-19, которая серьезнейшим образом повлияла на современную образовательную систему, послужила толчком развития различных новых форм обучения на основе дистанционных технологий и электронного обучения. Так, например, дистанционная форма обучения, активно внедренная в момент пандемии COVID-19, поставила перед учителями и преподавателями задачи, решать которые пришлось оперативно и максимально качественно. Одновременно с этим не только стали видны проблемы организации в целом учебного процесса в новых условиях, но и проявились частные вопросы преподавания отдельных предметов, в том числе и иностранного языка. Изучение педагогического опыта преподавания иностранных языков на основе анализа существующих научно-методических работ выделило проблему минимального использования современных методов обучения и приверженность традиционным методам при использовании дистанционной формы обучения.
3 Результаты. Сегодня все существующие подходы к обучению иностранным языкам можно разделить на три большие группы методов: с использованием либо традиционных (или пассивных), либо активных, либо интерактивных методов обучения. Описания этих методов на разных уровнях детализации, их классификации (как отмечено, например, в [1]) можно легко найти сегодня в существующей научно-методической литературе. Но нам представляется целесообразным с практической точки зрения привести обзор актуальных методов обучения – не только их перечисление, но и краткое описание каждого из них с иллюстрацией будет примером, полезным учителю для обучения английскому языку.
4 Специфической чертой традиционного метода является то, что именно преподаватель является центром образовательного процесса. Педагог играет активную роль, тогда как его ученики занимают весьма пассивную позицию в ходе обучения. В основном при таком подходе к обучению иностранному языку материал излагается преподавателем, а ученики выполняют задания, которые часто являются учебно-тренировочными и контрольными. Нередко задания в рамках этого подхода концентрируются на изучении грамматики и в очень незначительной степени способствуют развитию коммуникативных навыков. Активные методы обучения иностранному языку подразумевают, что активность проявляет не только преподаватель, но и обучающиеся. Многие методики, используемые в рамках этого метода, подразумевают возможность задавать вопросы преподавателю, высказывать свои идеи, работать в мини-группах. Такой подход к обучению уже является более эффективным и продуктивным. Интерактивные методы обучения позволяют достигать образовательные цели, комбинируя между собой разнообразные подходы к обучению и методики как в системе традиционного, так и в рамках дистанционного обучения. Важной отличительной чертой интерактивных методов является то, что обучающиеся не просто проявляют активность в ходе выполнения заданий и контрольно-проверочных работ, но и могут предлагать свои идеи, проекты, способы и методы работы.

всего просмотров: 198

Оценка читателей: голосов 0

1. Лаптев В.В., Рыжова Н.И., Швецкий М.В. Специальные методы обучения информатике // Вопросы теории и практики обучения информатике: сб. науч. тр. /под ред. В.В. Лаптева. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. С. 95–113.

2. Евдокимова Н.Б. Современные методы и модели в преподавании иностранных языков и культур // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 8. С. 97-100.

3. Салпагарова А.А., Текеева Э.К. Подходы и методы преподавания грамматики английского языка // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 216-219.

4. Жукова Н.А. Формирование иноязычной компетенции студентов неязыкового ВУЗа // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3(76). С. 527-528.

5. Osborne A. Your creative power. NY: Myers Press. 2007. 392 p.

6. Даричева М.В., Дорожкина Д.С., Гришина И.А. Применение интерактивных методов при обучении говорению на уроках английского языка // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4. С. 99-102.

7. Buzan T. The mind map book: How to use radiant thinking to maximize your brain's untapped potential. Plume, 1996. 320 p.

8. Злобина Е.А. Оптимизация процесса обучения магистрантов неязыковых направлений иностранным языкам с помощью техник визуализации мышления // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. № 3 (68). С.139-147.

9. Diller K. C. The language teaching controversy. Rowley, Massachusetts: Newbury House.se. 2015.174 p.74

10. Fries C.C. Teaching and learning English as a foreign language. Ann Arbor, 1947. 303 p.

11. Kaikenova K. Interactive forms and methods of training of civil servants: textbook. Astana, 2008. 201 p.

12. Littlewood. W. Communicative language teaching: an introduction. Cambridge: CUP. 1981. 108 p.

13. Palmer H. Scientific study and teaching of languages. London, 1972. 175 p.

14. Richards G.C. and Rodgers T.S. Approaches and methods in language teaching. USA, 1993. 90 p.

15. Метелькова Л.А., Оганесян Е.А. Использование ментальных карт на французском языке в формировании прагматической компетенции студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. №1(34). С. 163-166.

16. Паршуткина Т.А., Гожина О.Л. Использование бизнес-кейсов в процессе обучения деловому общению на иностранном языке // Преподаватель XXI век. 2022. № 2-1. С. 114-119.

17. Рыжова Н.И., Королева Н.Ю. Развития цифровых компетенций старшеклассников в школьном курсе информатики посредством кейс-технологий // Информатика в школе. 2021. № 9(172). С. 39-44.

18. Рыжова Н. И., Королева Н. Ю. Использование цифровых и межпредметных проектно-исследовательских технологий во внеурочной деятельности // Наука и Школа. 2022. № 4. С. 211–224.

19. Никифорова М.Н. Обучение английскому языку с использованием образовательных онлайн-платформ // Современное образование: традиции и инновации. 2021. № 4. С. 151-154.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх