Культура школьников в условиях неопределенности: динамика, реакции, оценки

 
Код статьиS181570410023776-8-1
DOI10.54884/S181570410023776-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры общественных наук; учитель истории и обществознания; педагог дополнительного образования
Аффилиация:
Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
Красноярская школа №11
Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов им. академика Ю.А. Овчинникова
Адрес: Российская Федерация, Красноярск
Должность: директор
Аффилиация: Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов им. академика Ю.А. Овчинникова
Адрес: Российская Федерация, Красноярск
Должность: учитель истории и обществознания
Аффилиация: Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов им. академика Ю.А. Овчинникова
Адрес: Российская Федерация, Красноярск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы71-79
Аннотация

В статье рассматриваются особенности культуры современных школьников в условиях социальной неопределенности и мировой «многофакторной турбулентности» на материале эмпирического исследования культуры школьников города Красноярска. Авторы исследуют процессы, наблюдаемые в культуре школьников, вызванные во многом неполными знаниями о реальности, отсутствием представлений о траекториях будущего и ситуацией «всевозможности». При этом уточняется, что же актуализируется – культурные образцы поведения и мышления или индивидуальные реакции здравого смысла и рациональные личностные поступки. Высказывается авторская гипотеза о том, что именно может стать «точкой опоры», открывающей возможность выхода из «мировоззренческого тупика» при столкновении «культуры желаемого настоящего» с социально-политическими бифуркациями в мире. В статье представлены итоги проведенного эмпирического исследования и делаются предположения о задачах дальнейшей исследовательской работы в рамках заявленной проблематики.

 

Ключевые словашкольная молодежь, молодежная культура, культура школьников, молодежная «культура желаемого настоящего», «мир VUCA», молодежные ценности
Получено22.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов21505
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Наблюдения ученых в рамках заявленной тематики показывают, что в условиях социальной неопределенности, выражающейся прежде всего в снижении «предсказуемости изменяющихся жизненных ситуаций» [1, с. 194], начинаются процессы трансформации ценностей молодежной культуры и форм жизнедеятельности молодежи в культурном пространстве. По мнению Ю.А. Зубок, «рост неопределенности, невозможность адекватно осмыслить стремительно изменившуюся реальность, непредсказуемость собственной жизни и, как следствие, нереализованные ожидания отражаются в социальных настроениях молодых людей» [2, с. 10]. Сегодня в научный дискурс активно входит понятие «мир VUCA», означающее изменчивость, неопределенность, сложность и неясность окружающей реальности. По справедливому замечанию О.Н. Яницкого, «современный мир развивается нелинейно, а также – изобилует неожиданными поворотами и качественными скачками (бифуркациями)» [3, с. 5453].
2 С учетом глобальных трендов актуальным становится вопрос об изменениях, отражающих все большую трансформацию современной молодежной культуры под воздействием данного фактора, основным признаком которой является вытеснение новыми аксиологическими структурами укорененных ценностных образцов или встраивание в бытующие образцы существенно новых элементов.
3 Важно не упустить из виду тот факт, что сегодняшняя глобальная «многофакторная турбулентность» и социальная неопределенность оказывают на молодежь (в том числе и школьную) существенное влияние и могут основательно изменить ценностные конструкты молодежной культуры. Это важные вопросы, на которые экспертное сообщество уже дает некоторые ответы. Так, например, психологи актуализируют исследования проблем психологического здоровья школьников под влиянием таких последствий неопределенности, как страх, депрессия, стресс, эмоциональное истощение и пр. [4]. Ученых-педагогов волнуют дальнейшие возможности и ограничения цифрового обучения в условиях санкций [5].
4 Вместе с тем социальная неопределенность влечет за собой существенные изменения и в жизни социума, она начинает доминировать в повседневной культуре. Неопределенность в социокультурном смысле повышает риск принятия ошибочных (случайных) решений, которые могут повлечь за собой непредсказуемые последствия. При этом изменчивость социокультурной реальности предполагает множество возможностей рационального поведения людей, поэтому каждая социальная группа ищет свой собственный способ выхода из ситуации неопределенности. Делают это и школьники.
5 Социальная неопределенность затрагивает во многом именно культурные ценности российских школьников, которые сформировались в последние годы как «культура желаемого настоящего» [6]. Ее ценностное ядро было во многом определено либеральным проектом западных свобод, предпочтениями «открытого мира» и потребительских сверхвозможностей. Очевидно, что сначала социальная изоляция, возникшая из-за пандемии, а затем и изоляция многофакторная, включающая политические и финансово-экономические санкции, «культуру отмены», негативную нравственную маркировку и т.д., не могли не вступить в противоречие с обозначенным ценностным культурным ядром. Поэтому ситуация «отмены желаемого» может иметь для сложившейся культуры современных школьников острейшее значение.

всего просмотров: 170

Оценка читателей: голосов 0

1. Чупров В.И. Молодежь: саморегуляция как антикризисная стратегия // Социальная политика и социология. 2009. № 2. С. 194–206.

2. Зубок Ю.А. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 4–12.

3. Яницкий О.Н. Волонтерство в чрезвычайных ситуациях: теоретические и методические проблемы // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: сб. докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.) / отв. ред. В.А. Мансуров. М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 5448–5462.

4. Федосенко Е.В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус Covid-19 // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. № 15. С. 34–47.

5. Сафронов И. Беседа о векторальной реальности в условиях пандемии, специфике авральной «удаленки» и возможностях адаптации к изменениям через взаимную поддержку // Социология пандемии. Проект корона ФОМ / рук. авт. колл. А.А. Ослон. М.: Институт Фонда Общественное мнение, 2021. URL: https://covid19.fom.ru/post/rezhim-zhestkih-ogranichenij-zakonchilsya-no-stesnennost-soznaniya-prodolzhaet-oshushatsya (дата обращения: 29.10.2022).

6. Мясоутов О.В., Казанова Т.И., Приходько И.Н. Культура современных школьников: жизненные тренды подрастающего поколения // Человек и образование. 2021. № 4 (69). С. 61–70.

7. Алиев Ш.И. Жизненное проектирование российской молодежи в условиях вызовов и рисков информационной эпохи // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 17. № 1. С. 142–151.

8. Карлова О.А., Серебренникова А.Д. Образование и вызовы визуально-клиповой эпохи // Сибирский антропологический журнал. 2019. Т. 3. № 2. С. 7–17.

9. Луков В.А. Социология студенчества и становление нормативно-ценностной ориентации студента в своем вузе // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 3. С. 3–20.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх