Culture of Schoolchildren in Conditions of Uncertainty: Dynamics, Reactions, Assessments

 
PIIS181570410023776-8-1
DOI10.54884/S181570410023776-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Social Sciences; teacher of history and social studies; additional education teacher
Affiliation:
Siberian Institute of Business, Management and Psychology
Krasnoyarsk school number 11
Secondary school No. 10 with in-depth study of individual subjects named after Academician Y.A. Ovchinnikov
Address: Russian Federation, Krasnoyarsk
Occupation: Director
Affiliation: Secondary school №10 with in-depth study of individual subjects Academician Yu.A. Ovchinnikov
Address: Russian Federation, Krasnoyarsk
Occupation: Teacher of history and social studies
Affiliation: Secondary school №10 with in-depth study of individual subjects. Academician Yu.A. Ovchinnikov
Address: Russian Federation, Krasnoyarsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages71-79
Abstract

The article is devoted to the peculiarities of the culture of modern schoolchildren in conditions of social uncertainty and global «multifactorial turbulence» based on the empirical study of the culture of schoolchildren in the city of Krasnoyarsk. The authors investigate the processes observed in the culture of schoolchildren, caused largely by incomplete knowledge of reality, lack of ideas about the trajectories of the future and the situation of «all kinds». At the same time, it clarifies what is actualized, first of all, in such conditions - the «mainstream» of cultural patterns of behavior and thinking or individual reactions of «common sense» and rational personal actions. The author's hypothesis is expressed about what exactly can become a «fulcrum» that opens up the possibility of getting out of the «ideological impasse» when the «culture of the desired present» collides with socio-political bifurcations in the world. The article presents the results of the conducted empirical research and makes assumptions about the tasks of further research work within the framework of the stated issues.

Keywordsyouth, school youth, youth culture, school culture, youth «culture of the desired present», «the world of VUCA», youth values
Received22.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters21505
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Наблюдения ученых в рамках заявленной тематики показывают, что в условиях социальной неопределенности, выражающейся прежде всего в снижении «предсказуемости изменяющихся жизненных ситуаций» [1, с. 194], начинаются процессы трансформации ценностей молодежной культуры и форм жизнедеятельности молодежи в культурном пространстве. По мнению Ю.А. Зубок, «рост неопределенности, невозможность адекватно осмыслить стремительно изменившуюся реальность, непредсказуемость собственной жизни и, как следствие, нереализованные ожидания отражаются в социальных настроениях молодых людей» [2, с. 10]. Сегодня в научный дискурс активно входит понятие «мир VUCA», означающее изменчивость, неопределенность, сложность и неясность окружающей реальности. По справедливому замечанию О.Н. Яницкого, «современный мир развивается нелинейно, а также – изобилует неожиданными поворотами и качественными скачками (бифуркациями)» [3, с. 5453].
2 С учетом глобальных трендов актуальным становится вопрос об изменениях, отражающих все большую трансформацию современной молодежной культуры под воздействием данного фактора, основным признаком которой является вытеснение новыми аксиологическими структурами укорененных ценностных образцов или встраивание в бытующие образцы существенно новых элементов.
3 Важно не упустить из виду тот факт, что сегодняшняя глобальная «многофакторная турбулентность» и социальная неопределенность оказывают на молодежь (в том числе и школьную) существенное влияние и могут основательно изменить ценностные конструкты молодежной культуры. Это важные вопросы, на которые экспертное сообщество уже дает некоторые ответы. Так, например, психологи актуализируют исследования проблем психологического здоровья школьников под влиянием таких последствий неопределенности, как страх, депрессия, стресс, эмоциональное истощение и пр. [4]. Ученых-педагогов волнуют дальнейшие возможности и ограничения цифрового обучения в условиях санкций [5].
4 Вместе с тем социальная неопределенность влечет за собой существенные изменения и в жизни социума, она начинает доминировать в повседневной культуре. Неопределенность в социокультурном смысле повышает риск принятия ошибочных (случайных) решений, которые могут повлечь за собой непредсказуемые последствия. При этом изменчивость социокультурной реальности предполагает множество возможностей рационального поведения людей, поэтому каждая социальная группа ищет свой собственный способ выхода из ситуации неопределенности. Делают это и школьники.
5 Социальная неопределенность затрагивает во многом именно культурные ценности российских школьников, которые сформировались в последние годы как «культура желаемого настоящего» [6]. Ее ценностное ядро было во многом определено либеральным проектом западных свобод, предпочтениями «открытого мира» и потребительских сверхвозможностей. Очевидно, что сначала социальная изоляция, возникшая из-за пандемии, а затем и изоляция многофакторная, включающая политические и финансово-экономические санкции, «культуру отмены», негативную нравственную маркировку и т.д., не могли не вступить в противоречие с обозначенным ценностным культурным ядром. Поэтому ситуация «отмены желаемого» может иметь для сложившейся культуры современных школьников острейшее значение.

views: 168

Readers community rating: votes 0

1. Chuprov V.I. Molodezh': samoregulyatsiya kak antikrizisnaya strategiya // Sotsial'naya politika i sotsiologiya. 2009. № 2. S. 194–206.

2. Zubok Yu.A. Molodezh': zhiznennye strategii v novoj real'nosti // Monitoring obschestvennogo mneniya: ehkonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2020. № 3. S. 4–12.

3. Yanitskij O.N. Volonterstvo v chrezvychajnykh situatsiyakh: teoreticheskie i metodicheskie problemy // Sotsiologiya i obschestvo: traditsii i innovatsii v sotsial'nom razvitii regionov: sb. dokladov VI Vserossijskogo sotsiologicheskogo kongressa (Tyumen', 14-16 oktyabrya 2020 g.) / otv. red. V.A. Mansurov. M.: ROS; FNISTs RAN, 2020. S. 5448–5462.

4. Fedosenko E.V. Zhizn' posle karantina: psikhologiya smyslov i koronavirus Covid-19 // Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme. 2020. № 15. S. 34–47.

5. Safronov I. Beseda o vektoral'noj real'nosti v usloviyakh pandemii, spetsifike avral'noj «udalenki» i vozmozhnostyakh adaptatsii k izmeneniyam cherez vzaimnuyu podderzhku // Sotsiologiya pandemii. Proekt korona FOM / ruk. avt. koll. A.A. Oslon. M.: Institut Fonda Obschestvennoe mnenie, 2021. URL: https://covid19.fom.ru/post/rezhim-zhestkih-ogranichenij-zakonchilsya-no-stesnennost-soznaniya-prodolzhaet-oshushatsya (data obrascheniya: 29.10.2022).

6. Myasoutov O.V., Kazanova T.I., Prikhod'ko I.N. Kul'tura sovremennykh shkol'nikov: zhiznennye trendy podrastayuschego pokoleniya // Chelovek i obrazovanie. 2021. № 4 (69). S. 61–70.

7. Aliev Sh.I. Zhiznennoe proektirovanie rossijskoj molodezhi v usloviyakh vyzovov i riskov informatsionnoj ehpokhi // Gumanitarij Yuga Rossii. 2016. T. 17. № 1. S. 142–151.

8. Karlova O.A., Serebrennikova A.D. Obrazovanie i vyzovy vizual'no-klipovoj ehpokhi // Sibirskij antropologicheskij zhurnal. 2019. T. 3. № 2. S. 7–17.

9. Lukov V.A. Sotsiologiya studenchestva i stanovlenie normativno-tsennostnoj orientatsii studenta v svoem vuze // Gorizonty gumanitarnogo znaniya. 2018. № 3. S. 3–20.

Система Orphus

Loading...
Up