Человек путешествующий и его развитие средствами туризма: современное состояние и ограничения

 
Код статьиS181570410023771-3-1
DOI10.54884/S181570410023771-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: начальник отдела международных и российских рейтингов университетов; профессор кафедры педагогической и социальной психологии
Аффилиация:
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Московский психолого-социальный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доцент кафедры физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины
Аффилиация: Ханты-Мансийская государственная медицинская академия
Адрес: Российская Федерация, Ханты-Мансийск
Должность: врач-невролог, врач-ординатор
Аффилиация: Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии Министерства здравоохранения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы80-90
Аннотация

Проблема развития человека в туристике – одна из наименее изученных. В современной, инновационной модели туризма в рамках экономики впечатлений ведущими в разработке, осуществлении и оценке туров являются мотивы и интересы клиентов, жизненный опыт путешествующего человека как развивающегося. Цель исследования – анализ проблем, возможностей и ограничений развития человека средствами туристических путешествий. В статье приведены результаты теоретического исследования проблемы развития человека средствами туристических путешествий, показано, что без специальных усилий во многих типах туризма развивающий потенциал организованных и «диких» путешествий актуализируется слабо, не используется, выделены группы общих, специальных и особенных методов развития человека в туризме. В туристике современности сталкиваются две тенденции человеческого развития: к развитию и совершенствованию человека и культуры, в том числе туристики, и к деградации человека и культуры. Это подчеркивает настоятельность организации и осуществления программ и технологий психолого-педагогического сопровождения отдельных туристов и туризма в целом, начиная от традиционных консюмеристски ориентированных программ массового туризма, включая нишевые туры по интересам, и заканчивая эмпаурмент-турами (активизации развития). Туризм – способ приобщения человека к цивилизационному наследию и способ трансформации себя как личности, партнера, ученика и профессионала. Разрозненные, предлагаемые туризмом как агентом «индустрии культуры» впечатления - существенно более малый ресурс развития человека, чем включенность в тысячелетний опыт становления и развития человечества. Человек, знакомый с цивилизационным наследием своей страны и человечества, способен и готов к становлению и развитию как субъекта культуры, не только к существованию в качестве объекта, сталкивающегося с неконтролируемыми событиями извне.

Ключевые словаHomo tornus, экономика впечатлений, цивилизационное наследие, развитие, идентичность, образовательный туризм, духовно-религиозный туризм, тревел-терапия, методы (поддержки) развития человека в туризме
Получено21.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов22289
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Отдельные психолого-педагогические и социальные вопросы образовательного и иных видов туризма часто рассматриваются в современных трудах по философии, социологии, педагогике и психологии, культурологии и в самой туристике: сюда входят труды К. Каспара, Й. Криппендорфа, Д. Маккеннелла, Б.В. Маркова, Х. Опашовски, В.А. Тураева, Д. Урри, Д. Хэррисона, Т.И. Черняевой и многих иных исследователей России и мира. Среди существующих исследований весьма интересны и продуктивны исследования жанров туристического дискурса (T. Brysch, V. Calvi, M. Costa, G. Dann, С. Gansel, W. Kesselheim, W. Kulzer, M-L. Schmeer-Sturm, H. Pesch и др.). Многие исследователи, в том числе Э.Ю. Новикова, отмечают жанрово-видовой синкретизм международного туристического дискурса, его диалогичность и многотипность (Э. Ю. Новикова, 2019; V. A. Mityagina, et al., 2017; V. A. Mityagina, et al., 2018) [1; 2; 3], разнонаправленность его влияний как практики, в которой и с помощью которой человек осуществляет свои нужды и желания, себя самого. Все эти работы посвящены весьма практически и теоретически значимым аспектам этой проблемы, но, к сожалению, мало внимания уделяют ее целостному, специальному анализу. Однако, на наш взгляд, самым важным выступает проблема «человека путешествующего», пути и технологии (поддержки) развития туриста как личности, партнера, ученика и профессионала в ходе и благодаря туристическим путешествиям. Эта проблема, к сожалению, – одна из наименее изученных даже в контексте образовательного туризма, поэтому в нашем исследовании мы попытались наметить основные смысловые аспекты ее рассмотрения.
2 Цель исследования – анализ проблем, возможностей и ограничений развития человека средствами туристических путешествий. В первую очередь необходимо сфокусировать внимание на образовательном туризме как практике, прямо направленной на поддержку развития человека, однако, помимо него, все остальные виды туризма также являются в той или иной мере развивающими.
3 Результаты исследования и их обсуждение
4 Экономика впечатлений и индустрия культуры: человек между шопингом и развитием
5 В последние десятилетия все отчетливее говорят о психологической и педагогической составляющих туристики, о переходе к новой / инновационной модели туристического бизнеса – модели экономики впечатлений [4; 5; 6], о том, что ведущими в этой экономике являются нужды и желания клиентов. Мы наблюдаем переход от модели 3xS («солнце, море, песок», то есть пассивного пляжно-релаксационного отдыха) к модели 3xE («образование, развлечения и впечатления», то есть активной работы с чужим и своим опытом). В «экономике впечатления» важнее всего – жизненный опыт человека, задача специалистов – сделать этот опыт развивающим, помогающим ставить и решать психолого-педагогические задачи развития (J.B. Pine, J.H. Gilmore, 1999) [7]. И за пределами туризма в современном мире личностно и социально значимый опыт становится важной основой отношений людей. Современные туристы не рассматривают образовательные и иные туры только как «отдых» от обычной жизни, напротив, жизнь постпостмодерна все более располагает к тому, чтобы объединять ее «лоскуты», созданные консюмеристской логикой постмодерна, в целое. Задача специалистов в области туризма – сделать эти впечатления, опыт развивающими, продуктивными, а не просто «эффективными» и существующими сами по себе («впечатления ради впечатлений»), помочь человеку включить опыт своего путешествия в более глобальную систему «историко-культурного наследия», став полноценным субъектом культуры, ее приобретателем, транслятором и творцом. Модель 3хЕ направляет внимание субъектов к образовательно-профессиональным и развивающее-коррекционным (психотерапевтическим) функциям путешествий, к осознанию и осуществлению активной роли путешественника в создании, осуществлении и осмыслении туристических маршрутов и программ, дестинаций и продуктов. Туризм, особенно образовательный, становится путем (само)развития, в том числе за счет расширения туристической практики дополнительными функциями, включая функции психолого-педагогического ряда: психологическая и педагогическая диагностика, психологическая и педагогическая профилактика, психологическая и педагогическая коррекция, психолого-педагогическое развивающее взаимодействие. Если взять теорию А. Маслоу и иные исследования, то наиболее интенсивные впечатления человек переживает не развлекаясь, а трудясь, прежде всего творчески, в процессе реализации задач саморазвития, помощи в развитии другим и т.д. Многие путешествия, однако, этот момент все еще игнорируют, поэтому поездки рассматриваются лишь как поиск и удовлетворение потребности в счастье (fun), своего рода «шоппинг впечатлений». Однако возможности туристики выходят далеко за рамки непосредственных эффектов, но могут оказывать влияние на всю жизнь человека, начиная от формирования и закрепления интереса к той или иной предметной сфере, выбираемой человеком как сферу трудовой или хобби-активности и заканчивая построением личностно и социально значимых отношений с людьми и регионами.

всего просмотров: 309

Оценка читателей: голосов 0

1. Новикова Э.Ю. Жанровые, ценностные и транслатологические характеристики международного туристического дискурса в немецкой и русской лингвокультурах: автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.02.20 / Новикова Элина Юрьевна. Уфа, 2019. 39 с.

2. Mityagina V.A., Novikova E. Yu., Charfaoui E., Opalkova J. Linguistic brand management of tourist destination // X Linguae Journal. 2018. Vol. 11, iss. 3. Pp. 541-556.

3. Mityagina V. A., Novikova E. Yu., Makhortova T. Yu., Volkova I. D. Texts of tourism branding as object of translation // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). Vol. 97. Volgograd, 10-12 May, 2017. Volgograd: Atlantis Press, 2017. Pp. 320-325.

4. Арпентьева М.Р. Ксенопсихотерапия: космические путешествия и трансформации в научно-фантастических произведениях // Философия и космология. 2015. Т. 15. №2 (15). С. 163-181.

5. Лапочкина В. В. Особенности экономики впечатлений в период конъюнктурных изменений на примере рынка туризма: российский опыт // Сервис в России и за рубежом. 2014. №9 (56). C. 150-160.

6. Малафий А.С., Фатуева А. А., Промыслова К. С. Туризм впечатлений: ресурсы и перспективы развития в Тульской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. №2. С. 101-111. http://dx.doi.org/ 10.24411/1995-0411-2019-10209.

7. Новичков Н. В., Новичкова А. В., Малыгина О. В. Инноватика туристического бизнеса в развитии экономики впечатлений // Сервис в России и за рубежом. 2018. T. 12. №2(80). C. 6-19. http://dx.doi.org/ 10.24411/1995-042X-2018-10201.

8. Сущинская М.Д. Развитие модели туризма впечатлений в культурном туризме // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. №2. С. 107-111.

9. Головашина О.В. Человек путешествующий: прошлое как символический ресурс и идентификационные риски // Философия и культура. 2018. № 5. С. 39-45. DOI: 10.7256/2454-0757.2018.5.25475 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25475

10. Бурдье П. Культурный капитал // Экономическая социология. 2005.Том 6. № 3. C. 61-65.

11. Линченко А.А. Прошлое как объект коммерциализации: онтологический аспект // Философские традиции и современность. 2016. № 1 (9). С. 71-81.

12. Кнорр-Цетина К. Социальность и объекты. Социальные отношения в постсоциальных обществах знания // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. 268 с.

13. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. 384 с.

14. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997. 3120 с.

15. Бодрийар Ж. Общество потребления. М.: Республика, Культурная Революция, 2006. 272 c.

16. Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна. М., СПб.: Медиум, Ювента, 2004. 624 с.

17. Дрягалов В. С. Человек путешествующий в эпоху Интернета. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 102, с. 826-840.

18. MacCannell D. Empty Meeting Grounds // The Tourist Papers. London: Routledge, 1992, р. 95-120.

19. Tiersch H. Abenteuer als exempel der erlebnispädagogik // Homfeldt H.G. (Hrsg.) Erlebnispadagogik. Schneider: Hohengehren, 1993. Pp. 38-54.

20. Кузнецова Н. В., Аршинова В. В., Владимиров Н. М, Арпентьева М. Р. Человек путешествующий и цивилизационное наследие: трансформация идентичности в туризме // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27. № 3(90). С. 264-274. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-390-264-274.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх