Homo Tornus and Individual Development by Means of Tourism: Current State and Limitations

 
PIIS181570410023771-3-1
DOI10.54884/S181570410023771-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Researcher of Department of Recreational Geography and Tourism
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Head of the Department of International and Russian Rankings of Universities; Professor of the Department of Pedagogical and Social Psychology
Affiliation:
Lomonosov Moscow State University
Moscow Psychological and Social University
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: associate professor of the department of physical education, exercise therapy, rehabilitation and sports medicine
Affiliation: Khanty-Mansi State Medical Academy
Address: Russian Federation, Khanty-Mansiysk
Occupation: Neurologist, resident doctor
Affiliation: National Medical Research Center for Rehabilitation and Balneology of the Ministry of Health of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages80-90
Abstract

The problem of human development in tourism is one of the least studied. In a modern, innovative model of tourism within the experience economy, the motives and interests of customers, the life experience of a traveling person as a developing person, are leading in the development, implementation and evaluation of tours. The purpose of the study is to analyze the problems, opportunities and limitations of human development by means of tourist travel. The article presents the results of a theoretical study of the problem of human development by means of tourist travel, it is shown that without special efforts in many types of tourism the developing potential of organized and "wild" travel is updated weekly, is not used, groups of general, special and special methods of human development in tourism are identified. In modern tourism, two trends in human development collide: to the development and improvement of man and culture, including tourism, and to the degradation of man and culture. This underlines the urgency of organizing and implementing programs and technologies of psychological and pedagogical support for individual tourists and tourism in general, starting from traditional consumerist-oriented mass tourism programs, including niche tours of interest, and ending with adventure tours (development activation). Tourism is a way of introducing a Homo tornus to the civilizational heritage and a way of transforming oneself as a person, partner, student and professional. Scattered impressions offered by tourism as an agent of the “cultural industry” are a significantly smaller resource for human development than involvement in the thousand-year experience of the formation and development of mankind. A person who is familiar with the civilizational heritage of his country and humanity is capable and ready to become and develop as a subject of culture, not only to exist as an object facing uncontrollable events from outside.

 

KeywordsHomo tornus, experience economy, civilizational heritage, development, identity, educational tourism, spiritual and religious tourism, travel therapy, methods (support) of human development in tourism
Received21.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters22289
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Отдельные психолого-педагогические и социальные вопросы образовательного и иных видов туризма часто рассматриваются в современных трудах по философии, социологии, педагогике и психологии, культурологии и в самой туристике: сюда входят труды К. Каспара, Й. Криппендорфа, Д. Маккеннелла, Б.В. Маркова, Х. Опашовски, В.А. Тураева, Д. Урри, Д. Хэррисона, Т.И. Черняевой и многих иных исследователей России и мира. Среди существующих исследований весьма интересны и продуктивны исследования жанров туристического дискурса (T. Brysch, V. Calvi, M. Costa, G. Dann, С. Gansel, W. Kesselheim, W. Kulzer, M-L. Schmeer-Sturm, H. Pesch и др.). Многие исследователи, в том числе Э.Ю. Новикова, отмечают жанрово-видовой синкретизм международного туристического дискурса, его диалогичность и многотипность (Э. Ю. Новикова, 2019; V. A. Mityagina, et al., 2017; V. A. Mityagina, et al., 2018) [1; 2; 3], разнонаправленность его влияний как практики, в которой и с помощью которой человек осуществляет свои нужды и желания, себя самого. Все эти работы посвящены весьма практически и теоретически значимым аспектам этой проблемы, но, к сожалению, мало внимания уделяют ее целостному, специальному анализу. Однако, на наш взгляд, самым важным выступает проблема «человека путешествующего», пути и технологии (поддержки) развития туриста как личности, партнера, ученика и профессионала в ходе и благодаря туристическим путешествиям. Эта проблема, к сожалению, – одна из наименее изученных даже в контексте образовательного туризма, поэтому в нашем исследовании мы попытались наметить основные смысловые аспекты ее рассмотрения.
2 Цель исследования – анализ проблем, возможностей и ограничений развития человека средствами туристических путешествий. В первую очередь необходимо сфокусировать внимание на образовательном туризме как практике, прямо направленной на поддержку развития человека, однако, помимо него, все остальные виды туризма также являются в той или иной мере развивающими.
3 Результаты исследования и их обсуждение
4 Экономика впечатлений и индустрия культуры: человек между шопингом и развитием
5 В последние десятилетия все отчетливее говорят о психологической и педагогической составляющих туристики, о переходе к новой / инновационной модели туристического бизнеса – модели экономики впечатлений [4; 5; 6], о том, что ведущими в этой экономике являются нужды и желания клиентов. Мы наблюдаем переход от модели 3xS («солнце, море, песок», то есть пассивного пляжно-релаксационного отдыха) к модели 3xE («образование, развлечения и впечатления», то есть активной работы с чужим и своим опытом). В «экономике впечатления» важнее всего – жизненный опыт человека, задача специалистов – сделать этот опыт развивающим, помогающим ставить и решать психолого-педагогические задачи развития (J.B. Pine, J.H. Gilmore, 1999) [7]. И за пределами туризма в современном мире личностно и социально значимый опыт становится важной основой отношений людей. Современные туристы не рассматривают образовательные и иные туры только как «отдых» от обычной жизни, напротив, жизнь постпостмодерна все более располагает к тому, чтобы объединять ее «лоскуты», созданные консюмеристской логикой постмодерна, в целое. Задача специалистов в области туризма – сделать эти впечатления, опыт развивающими, продуктивными, а не просто «эффективными» и существующими сами по себе («впечатления ради впечатлений»), помочь человеку включить опыт своего путешествия в более глобальную систему «историко-культурного наследия», став полноценным субъектом культуры, ее приобретателем, транслятором и творцом. Модель 3хЕ направляет внимание субъектов к образовательно-профессиональным и развивающее-коррекционным (психотерапевтическим) функциям путешествий, к осознанию и осуществлению активной роли путешественника в создании, осуществлении и осмыслении туристических маршрутов и программ, дестинаций и продуктов. Туризм, особенно образовательный, становится путем (само)развития, в том числе за счет расширения туристической практики дополнительными функциями, включая функции психолого-педагогического ряда: психологическая и педагогическая диагностика, психологическая и педагогическая профилактика, психологическая и педагогическая коррекция, психолого-педагогическое развивающее взаимодействие. Если взять теорию А. Маслоу и иные исследования, то наиболее интенсивные впечатления человек переживает не развлекаясь, а трудясь, прежде всего творчески, в процессе реализации задач саморазвития, помощи в развитии другим и т.д. Многие путешествия, однако, этот момент все еще игнорируют, поэтому поездки рассматриваются лишь как поиск и удовлетворение потребности в счастье (fun), своего рода «шоппинг впечатлений». Однако возможности туристики выходят далеко за рамки непосредственных эффектов, но могут оказывать влияние на всю жизнь человека, начиная от формирования и закрепления интереса к той или иной предметной сфере, выбираемой человеком как сферу трудовой или хобби-активности и заканчивая построением личностно и социально значимых отношений с людьми и регионами.

views: 305

Readers community rating: votes 0

1. Novikova Eh.Yu. Zhanrovye, tsennostnye i translatologicheskie kharakteristiki mezhdunarodnogo turisticheskogo diskursa v nemetskoj i russkoj lingvokul'turakh: avtoref. dis. … d-ra filol. nauk: 10.02.20 / Novikova Ehlina Yur'evna. Ufa, 2019. 39 s.

2. Mityagina V.A., Novikova E. Yu., Charfaoui E., Opalkova J. Linguistic brand management of tourist destination // X Linguae Journal. 2018. Vol. 11, iss. 3. Pp. 541-556.

3. Mityagina V. A., Novikova E. Yu., Makhortova T. Yu., Volkova I. D. Texts of tourism branding as object of translation // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). Vol. 97. Volgograd, 10-12 May, 2017. Volgograd: Atlantis Press, 2017. Pp. 320-325.

4. Arpent'eva M.R. Ksenopsikhoterapiya: kosmicheskie puteshestviya i transformatsii v nauchno-fantasticheskikh proizvedeniyakh // Filosofiya i kosmologiya. 2015. T. 15. №2 (15). S. 163-181.

5. Lapochkina V. V. Osobennosti ehkonomiki vpechatlenij v period kon'yunkturnykh izmenenij na primere rynka turizma: rossijskij opyt // Servis v Rossii i za rubezhom. 2014. №9 (56). C. 150-160.

6. Malafij A.S., Fatueva A. A., Promyslova K. S. Turizm vpechatlenij: resursy i perspektivy razvitiya v Tul'skoj oblasti // Sovremennye problemy servisa i turizma. 2019. T. 13. №2. S. 101-111. http://dx.doi.org/ 10.24411/1995-0411-2019-10209.

7. Novichkov N. V., Novichkova A. V., Malygina O. V. Innovatika turisticheskogo biznesa v razvitii ehkonomiki vpechatlenij // Servis v Rossii i za rubezhom. 2018. T. 12. №2(80). C. 6-19. http://dx.doi.org/ 10.24411/1995-042X-2018-10201.

8. Suschinskaya M.D. Razvitie modeli turizma vpechatlenij v kul'turnom turizme // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ehkonomiki i finansov. 2012. №2. S. 107-111.

9. Golovashina O.V. Chelovek puteshestvuyuschij: proshloe kak simvolicheskij resurs i identifikatsionnye riski // Filosofiya i kul'tura. 2018. № 5. S. 39-45. DOI: 10.7256/2454-0757.2018.5.25475 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25475

10. Burd'e P. Kul'turnyj kapital // Ehkonomicheskaya sotsiologiya. 2005.Tom 6. № 3. C. 61-65.

11. Linchenko A.A. Proshloe kak ob'ekt kommertsializatsii: ontologicheskij aspekt // Filosofskie traditsii i sovremennost'. 2016. № 1 (9). S. 71-81.

12. Knorr-Tsetina K. Sotsial'nost' i ob'ekty. Sotsial'nye otnosheniya v postsotsial'nykh obschestvakh znaniya // Sotsiologiya veschej. Sbornik statej. M.: Izdatel'skij dom «Territoriya buduschego», 2006. 268 s.

13. Latur B. Peresborka sotsial'nogo: vvedenie v aktorno-setevuyu teoriyu. M.: Izdatel'skij dom NIU VShEh, 2014. 384 s.

14. Adorno T., Khorkkhajmer M. Dialektika prosvescheniya. M., SPb.: Medium, Yuventa, 1997. 3120 s.

15. Bodrijar Zh. Obschestvo potrebleniya. M.: Respublika, Kul'turnaya Revolyutsiya, 2006. 272 c.

16. Louehntal' D. Proshloe – chuzhaya strana. M., SPb.: Medium, Yuventa, 2004. 624 s.

17. Dryagalov V. S. Chelovek puteshestvuyuschij v ehpokhu Interneta. Politematicheskij setevoj ehlektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2014. № 102, s. 826-840.

18. MacCannell D. Empty Meeting Grounds // The Tourist Papers. London: Routledge, 1992, r. 95-120.

19. Tiersch H. Abenteuer als exempel der erlebnispädagogik // Homfeldt H.G. (Hrsg.) Erlebnispadagogik. Schneider: Hohengehren, 1993. Pp. 38-54.

20. Kuznetsova N. V., Arshinova V. V., Vladimirov N. M, Arpent'eva M. R. Chelovek puteshestvuyuschij i tsivilizatsionnoe nasledie: transformatsiya identichnosti v turizme // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2022. T. 27. № 3(90). S. 264-274. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-390-264-274.

Система Orphus

Loading...
Up