Management and Evaluation of the Quality of School Education: the Evolution of Systems

 
PIIS181570410023765-6-1
DOI10.54884/S181570410023765-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Social and Pedagogical Measurements
Affiliation: Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages33-40
Abstract

The article raises questions of the quality of education and its importance in terms of global competition. A number of contradictions are formulated in the development of systems for managing and evaluating the quality of school education. From the standpoint of the priority of quality, building a multi-level all-Russian system for ensuring the quality of education, the main milestones in the development of school education in Russia in the first quarter of the 21st century are discussed. The problem of the evolution of systems for managing and evaluating the quality of school education is actualized, methodological issues of developing and improving intra-school systems for assessing the quality of education are raised. The results of the analysis of the evolution of systems for assessing and ensuring the quality of education in the Russian Federation, the effectiveness of innovations in this area over a ten-year period after the adoption of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" are presented. A number of properties have been identified that in a generalized form reflect the state of internal systems for assessing the quality of education that currently exist in Russian schools. In terms of international quality standards ISO 9000 series, the correlation and content of the concepts "internal education quality assessment system", "intra-school education quality assurance system", "intra-school control system" are discussed. Based on the results of theoretical studies, a number of generalizing conclusions are presented related to the problems of the evolution of management systems and the assessment of the quality of school education. The achievements of Russian schools in terms of building and applying internal systems for assessing the quality of education are recorded and discussed.

 

Keywordsevolution of educational quality management and assessment systems, quality of education, internal education quality assessment system, education quality assurance system, digital platforms, services and tools
Received20.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters18774
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Глобальная конкурентоспособность России, ее устойчивое развитие в современных условиях в значительной (если не сказать в определяющей) мере зависит от качества образования. В цепочке обеспечения качества жизни человека особое место занимает качество образовательных систем, в рамках которых происходит приращение человеческого капитала [1, с. 19-20].
2 Иными словами, в рамках образовательной системы того или иного уровня (институциональная, муниципальная, региональная) созданные ресурсы, организованные процессы обучения и воспитания, живой труд педагогов, эффективное управление и нормативное регулирование способствуют формированию у обучающихся востребованных знаний, навыков, умений, компетенций.
3 Развитие школьного образования в России в первой четверти XXI века характеризуется многовекторностью, стремлением к обновлению его различных сторон. Определяющее влияние на школу оказали такие изменения, как: проведение государственной итоговой аттестации в форматах ОГЭ и ЕГЭ; изменение подходов к бюджетированию и реализация принципов подушевого финансирования; введение федеральных государственных образовательных стандартов, фиксация в них трех обобщенных групп образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные); разработка и использование профессиональных стандартов педагога, руководителя общеобразовательной организации.
4 Значительная часть нововведений коснулась вопросов выстраивания многоуровневой общероссийской системы обеспечения качества образования. С.В. Кирюшкин (2020), рассматривая и анализируя модели оценки качества образования, применяемые в России, Европе и США, констатирует, что в России складывается модель по аналогии со странами континентальной Европы [2].
5

Вместе с тем существует проблема теоретического осмысления и анализа того пути, который пройден, тех нововведений, которые предложены и внедрены школами России, органами управления образованием, профессиональным педагогическим и научным сообществом в первой четверти XXI века, и разрешения на этой основе накопившихся противоречий в развитии систем управления и оценки качества школьного образования. Данные противоречия, прежде всего, связаны с вопросами дисбаланса прав, ответственности и полномочий образовательных организаций в вопросах обеспечения качества образования; интенсификации инновационных процессов и запаздыванием нормотворчества по вопросам управления и оценки качества образования; синхронизации процессов совершенствования систем управления и оценки качества образования различных уровней; экстенсивного наращивания объемов формируемой статистики на фоне неготовности принятия на ее основе качественных управленческих решений.

Материалы и методы. В основу исследования положены материалы, отражающие состояние нормативной правовой базы в сфере общего образования, инновационный опыт и разработки школ в области управления и оценки качества образования, идеи и достижения научных исследований в данной области. В целях получения представляемых в статье данных, обобщающих выводов использовались методы теоретического исследования: анализа (выделение и изучение отдельных аспектов управления и оценки качества образования как системы и процесса); синтеза (соединение отдельных элементов, явлений и рассмотрение их в единстве и взаимообусловленности); методы индукции и дедукции (переход от частных вопросов управления и оценки качества образования к более общим и наоборот – при соблюдении принципа системности в рассмотрении того или иного явления, объекта); метод абстрагирования (изучение конкретного свойства явления без учета его других, менее значимых характеристик). Применительно к эмпирическому уровню познания в ходе исследования применялись методы наблюдения, сравнения, накопления и отбора значимых фактов, установления связей между ними. Также использовались элементы моделирования.

views: 216

Readers community rating: votes 0

1. Subetto A.I. Kachestvo zhizni cheloveka, obschestva i chelovechestva kak problema strategii vyzhivaniya v XXI veke: lektsiya, prochitannaya 9 sentyabrya 2022 goda v Gosudarstvennom universitete upravleniya, g. Moskva. SPb.: Asterion, 2022. 40 s.

2. Kiryushkin S.V. Analiz modelej i novykh podkhodov k otsenke kachestva obrazovaniya // Intellektual'nye tekhnologii na transporte. 2020. № 4. S. 40–43.

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ [Ehlektronnyj resurs] // Ehlektronnyj fond normativno-tekhnicheskoj i normativno-pravovoj informatsii Konsortsiuma «Kodeks». URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (data obrascheniya: 10.10.2022).

4. Egorova K.B., Zakharova V.A. Situatsionnyj analiz ispol'zovaniya vneshnej otsenki kachestva obrazovaniya kak faktora povysheniya konkurentosposobnosti shkoly // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 4 (134). S. 67–75.

5. Azgal'dov G.G., Glichev A.V., Krapivenskij Z.N. [i dr.]. Kvalimetriya – nauka ob izmerenii kachestva produktsii // Standarty i kachestvo. 2007. № 4. S. 62–63.

6. Kalugina T.G., Korneschuk N.G., Rubin G.Sh. Kvalimetricheskaya model' kompleksnoj otsenki kachestva deyatel'nosti obrazovatel'nykh sistem // Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. 2009. № 5. S.7–10.

7. Kosenko S.T. Sovremennye modeli otsenki kachestva obrazovaniya [Ehlektronnyj resurs] // III Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya Internet-konferentsiya «Innovatsionnye napravleniya v pedagogicheskom obrazovanii» s mezhdunarodnym uchastiem. URL: http://econf.rae.ru/article/5531 (data obrascheniya: 14.10.2022).

8. Sergeeva S.Yu., Obrevko E.D. Sovremennye podkhody i metody otsenki kachestva obrazovaniya // Molodoj uchenyj. 2019. № 37 (275). S. 162–165.

9. Azar'eva V.V., Zvezdova A.B., Martyukova E.S. Razrabotka kompleksnogo podkhoda k otsenke kachestva obrazovaniya // Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. 2016. № 8-10. S. 5–10.

10. Sueva Yu.V. Kriterial'naya baza nezavisimoj otsenki kachestva obrazovaniya // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2017. № 2 (26). S. 18-24.

Система Orphus

Loading...
Up