Управление и оценка качества школьного образования: эволюция систем

 
Код статьиS181570410023765-6-1
DOI10.54884/S181570410023765-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой социально-педагогических измерений
Аффилиация: Академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы33-40
Аннотация

В статье поднимаются вопросы качества образования и его значения с точки зрения глобальной конкуренции. Сформулирован ряд противоречий в развитии систем управления и оценки качества школьного образования. С позиций приоритетности качества, выстраивания многоуровневой общероссийской системы обеспечения качества образования обсуждаются основные вехи в развитии школьного образования в России в первой четверти XXI века. Актуализирована проблема эволюции систем управления и оценки качества школьного образования, поднимаются методологические вопросы развития и совершенствования внутришкольных систем оценки качества образования. Приводятся результаты анализа эволюции систем оценки и обеспечения качества образования в Российской Федерации, эффективности нововведений в данной области за десятилетний период после принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Выделен ряд свойств, в обобщенном виде отражающих состояние существующих в настоящее время в школах России внутренних систем оценки качества образования. В аспектах международных стандартов качества ISO серии 9000 обсуждается соотношение и содержательное наполнение понятий «внутренняя система оценки качества образования», «внутришкольная система обеспечения качества образования», «система внутришкольного контроля». На основе результатов теоретических исследований представлен ряд обобщающих выводов, связанных с проблематикой эволюции систем управления и оценки качества школьного образования. Фиксируются и обсуждаются достижения российских школ в плане выстраивания и применения внутренних систем оценки качества образования.

Ключевые словаэволюция систем управления и оценки качества образования, качество образования, внутренняя система оценки качества образования, система обеспечения качества образования, цифровые платформы, сервисы и инструменты
Получено20.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов18774
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Глобальная конкурентоспособность России, ее устойчивое развитие в современных условиях в значительной (если не сказать в определяющей) мере зависит от качества образования. В цепочке обеспечения качества жизни человека особое место занимает качество образовательных систем, в рамках которых происходит приращение человеческого капитала [1, с. 19-20].
2 Иными словами, в рамках образовательной системы того или иного уровня (институциональная, муниципальная, региональная) созданные ресурсы, организованные процессы обучения и воспитания, живой труд педагогов, эффективное управление и нормативное регулирование способствуют формированию у обучающихся востребованных знаний, навыков, умений, компетенций.
3 Развитие школьного образования в России в первой четверти XXI века характеризуется многовекторностью, стремлением к обновлению его различных сторон. Определяющее влияние на школу оказали такие изменения, как: проведение государственной итоговой аттестации в форматах ОГЭ и ЕГЭ; изменение подходов к бюджетированию и реализация принципов подушевого финансирования; введение федеральных государственных образовательных стандартов, фиксация в них трех обобщенных групп образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные); разработка и использование профессиональных стандартов педагога, руководителя общеобразовательной организации.
4 Значительная часть нововведений коснулась вопросов выстраивания многоуровневой общероссийской системы обеспечения качества образования. С.В. Кирюшкин (2020), рассматривая и анализируя модели оценки качества образования, применяемые в России, Европе и США, констатирует, что в России складывается модель по аналогии со странами континентальной Европы [2].
5

Вместе с тем существует проблема теоретического осмысления и анализа того пути, который пройден, тех нововведений, которые предложены и внедрены школами России, органами управления образованием, профессиональным педагогическим и научным сообществом в первой четверти XXI века, и разрешения на этой основе накопившихся противоречий в развитии систем управления и оценки качества школьного образования. Данные противоречия, прежде всего, связаны с вопросами дисбаланса прав, ответственности и полномочий образовательных организаций в вопросах обеспечения качества образования; интенсификации инновационных процессов и запаздыванием нормотворчества по вопросам управления и оценки качества образования; синхронизации процессов совершенствования систем управления и оценки качества образования различных уровней; экстенсивного наращивания объемов формируемой статистики на фоне неготовности принятия на ее основе качественных управленческих решений.

Материалы и методы. В основу исследования положены материалы, отражающие состояние нормативной правовой базы в сфере общего образования, инновационный опыт и разработки школ в области управления и оценки качества образования, идеи и достижения научных исследований в данной области. В целях получения представляемых в статье данных, обобщающих выводов использовались методы теоретического исследования: анализа (выделение и изучение отдельных аспектов управления и оценки качества образования как системы и процесса); синтеза (соединение отдельных элементов, явлений и рассмотрение их в единстве и взаимообусловленности); методы индукции и дедукции (переход от частных вопросов управления и оценки качества образования к более общим и наоборот – при соблюдении принципа системности в рассмотрении того или иного явления, объекта); метод абстрагирования (изучение конкретного свойства явления без учета его других, менее значимых характеристик). Применительно к эмпирическому уровню познания в ходе исследования применялись методы наблюдения, сравнения, накопления и отбора значимых фактов, установления связей между ними. Также использовались элементы моделирования.

всего просмотров: 221

Оценка читателей: голосов 0

1. Субетто А.И. Качество жизни человека, общества и человечества как проблема стратегии выживания в XXI веке: лекция, прочитанная 9 сентября 2022 года в Государственном университете управления, г. Москва. СПб.: Астерион, 2022. 40 с.

2. Кирюшкин С.В. Анализ моделей и новых подходов к оценке качества образования // Интеллектуальные технологии на транспорте. 2020. № 4. С. 40–43.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 10.10.2022).

4. Егорова К.Б., Захарова В.А. Ситуационный анализ использования внешней оценки качества образования как фактора повышения конкурентоспособности школы // Вестник Вятского государственного университета. 2019. № 4 (134). С. 67–75.

5. Азгальдов Г.Г., Гличев А.В., Крапивенский З.Н. [и др.]. Квалиметрия – наука об измерении качества продукции // Стандарты и качество. 2007. № 4. С. 62–63.

6. Калугина Т.Г., Корнещук Н.Г., Рубин Г.Ш. Квалиметрическая модель комплексной оценки качества деятельности образовательных систем // Международный журнал экспериментального образования. 2009. № 5. С.7–10.

7. Косенко С.Т. Современные модели оценки качества образования [Электронный ресурс] // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием. URL: http://econf.rae.ru/article/5531 (дата обращения: 14.10.2022).

8. Сергеева С.Ю., Обревко Е.Д. Современные подходы и методы оценки качества образования // Молодой ученый. 2019. № 37 (275). С. 162–165.

9. Азарьева В.В., Звездова А.Б., Мартюкова Е.С. Разработка комплексного подхода к оценке качества образования // Качество. Инновации. Образование. 2016. № 8-10. С. 5–10.

10. Суева Ю.В. Критериальная база независимой оценки качества образования // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 2 (26). С. 18-24.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх