Удовлетворенность студентов компонентами экосистемы вуза как фактор развития образовательной организации

 
Код статьиS181570410023764-5-1
DOI10.54884/S181570410023764-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий
Аффилиация: Университет науки и технологий МИСиС
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: начальник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: Институт управления образованием Российской академии образования
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы21-32
Аннотация

В целях повышения качества образования в России регулярно обновляются стандарты, уточняются компетенции, внедряются новые технологии измерения качества результатов обучения, а также пересматриваются механизмы взаимодействия со стейкхолдерами образовательного процесса. В данном исследовании уровень удовлетворенности студентов, являющихся ключевыми стейкхолдерами экосистемы вуза, рассматривается как фактор, влияющий на качество образования. В частности, на основе проведенного анализа российских и зарубежных источников, представленных в научных базах данных (Академия Google, Scopus, Киберленинка, НЭБ (РИНЦ)), были выделены значимые элементы экосистемы вуза, определяющие уровень удовлетворенности студентов организацией и содержанием образовательной программы. В работе представлена структура понятия «удовлетворенность студентов» в контексте измерения качества образования на программе бакалавриата по направлению «Лингвистика», реализуемой кафедрой иностранных языков и коммуникативных технологий Университета науки и технологий МИСИС. Приведен опрос студентов старших курсов, обучающихся на педагогическом профиле, в мае 2022 года, результаты которого подтвердили гипотезу авторов о применимости экосистемного подхода к измерению уровня удовлетворенности студентов для оценки качества образовательной программы. Научная новизна и теоретическая значимость представленных материалов заключаются в том, что для оценки качества высшего образования применен экосистемный подход в аспекте использования уровня удовлетворенности студентов как экосистемных стейкхолдеров образовательного процесса. Практическая значимость исследования состоит в том, что оценка уровня удовлетворенности студентов параметрами экосистемы вуза позволяет не только анализировать текущее состояние образовательного процесса, но и выстраивать стратегию управления программой подготовки в целях повышения качества обучения как процесса, так и результата.

Ключевые словаэкосистема вуза, стейкхолдеры вуза, экосистемный подход, удовлетворенность студентов, качество высшего образования
Получено20.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов21345
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В настоящее время система вузовской подготовки становится все более студенто-ориентированной: интересы и цели студентов не только учитываются, но и оказывают влияние на процесс обучения, меняя таким образом всю парадигму высшего образования [1]. Активно внедряемый в образовании компетентностный подход направлен на развитие профессиональных и личностных компетенций выпускников как будущих контрибьюторов в экономическое, определяющих социальное и культурное благосостояние общества [2]. «Конечная цель процесса подготовки современного специалиста является взаимовыгодной как для общества, нуждающегося в высококвалифицированных и творчески мыслящих кадрах, так и для самой личности, движимой желанием реализовать свои потребности в финансово-экономическом, общественном или политическом росте» [3, с. 19].
2 Несмотря на многолетние попытки внедрения подходов, основанных на студенто-ориентированной парадигме как в отечественных, так и зарубежных системах образования (комплексный [4], личностно ориентированный [5], личностно-деятельностный [6], компетентностный [7]), особую актуальность в современных условиях приобретает концепция VUCA BANI [8], характеризующая сегодняшний внешний и внутренний мир человека. На наш взгляд, она должна быть положена в основу всей системы образования; при этом подвижные во времени характеристики студентов предлагается рассматривать как неотъемлемую часть быстро меняющегося контекста.
3 Очевидно, что уровень влияния студентов на образовательный процесс в ближайшие годы будет только усиливаться, поэтому необходимо найти инструменты для измерения этого воздействия и управления им. На данный момент мы можем констатировать наличие таких уже устоявшихся способов измерения этого влияния, как набор студентов на программу, уровень трудоустройства (востребованности у работодателей) и дохода выпускников, количество успешно окончивших программу и т.д. Все эти факторы в той или иной мере влияют на позиционирование вуза в различных рейтингах [9; 10] и конкурсах, определяют его репутацию в профессиональных сообществах и привлекательность для будущих студентов. Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о значительной степени влияния студентов на оценку системы образования в вузе.
4 Отдельно среди факторов влияния студентов на деятельность вуза можно выделить «уровень удовлетворенности студентов». Несмотря на то что данный показатель не включен в федеральный перечень показателей эффективности деятельности образовательной организации [11], существуют независимые рейтинги, в которые этот показатель включен [12]. Многие вузы расширяют показатели мониторинга и стремятся их повысить.
5 Необходимо отметить, что на данный момент не определены единые подходы к оцениванию уровня удовлетворенности студентов и каждая образовательная организация разрабатывает свои системы и методики его измерения. В реализуемых вузами подходах нередко основной акцент делается на оценивании уровня удовлетворенности студентов качеством образования (ранее – качеством получаемых образовательных услуг).

всего просмотров: 243

Оценка читателей: голосов 0

1. Moravec J. W., Van den Hoff R. Higher education 3.0: Knowmads create their own value! / eds. Daily-Hebert A., Dennis K. S. // Transformative perspectives and processes in higher education. Cham: Springer International Publishing, 2015. Pp. 233–240.

2. Kuznetsov A.N., Krupchenko A.K., Shchaveleva E. N. Potential of an academic subject in profession-related competency formation: Case study of stakeholders' requirements in foreign language teaching within engineering education // Proceedings of the 11th International Technology, Education and Development Conference, Valencia, Spain, 06–08 March 2017 / International Academy of Technology, Education and Development Academy. Pp. 2801–2807.

3. Гаврилова М.И., Одарич Н.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19–21.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

5. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31–41.

6. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): коллективная монография: в 2 кн. Кн. 1 / под общ. ред. И. А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 244–252.

7. Ульянина М.А. История становления компетентностного подхода в зарубежной науке и практике // Вестник Московского университета МВД. 2017. № 3. С. 267–271.

8. Акроним VUCA – изменчивый, неопределенный, сложный и двусмысленный. BANI – хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/62866fde9a794701a4c38ae4 (дата обращения: 12.10.2022).

9. Рэнкинг: Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2022 год [Электронный ресурс] // RAEX PRO. URL: https://raex-rr.com/pro/education/russian_universities/top-100_universities/2022/ (дата обращения: 23.09.2022).

10. Russia Forbes Education. Рейтинг лучших университетов России 2021 по версии Forbes [Электронный ресурс]. URL: https://education.forbes.ru/authors/rating-vuzov-2021?ysclid=l9x6j90pdr76451731 (дата обращения: 02.10.2022).

11. Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и работы их руководителей, по результатам достижения которых устанавливаются выплаты стимулирующего характера руководителям таких учреждений: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 92: (с изменениями на 1 сентября 2022 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/728461966?marker=6580IP (дата обращения: 30.09.2022).

12. Опрос Changellenge: 100% студентов РЭШ довольны качеством образования [Электронный ресурс]. URL: https://news.nes.ru/news/110518-changellenge/ (дата обращения: 05.10.2022).

13. Саулембекова Д.С., Кузнецов А.Н. К вопросу о проектировании современных образовательных программ в вузе: экосистемный подход // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Красноярск, 19 мая 2022 года. Красноярск: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2022. С. 82–86.

14. Saulembekova D.S., Kuznetsov A.N. The role of internal and external stakeholders in quality management in higher education // EAP / ESP / EMI and the future of learning in higher education: VII Ежегодная международная научно-практическая конференция: сборник материалов конференции, Москва, 2 июня 2022 года. М.: Спутник+, 2022. С. 247–253.

15. Freeman R. Strategic management: a stakeholder approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. https://doi.org/10.1017/CBO9781139192675.

16. Beerkens M., Udam M. Stakeholders in higher education quality assurance: Richness in diversity? // High Education Policy. 2017. № 30. Pp. 341–359.

17. Cолодухин К.С. Разработка методологии стратегического управления вузом на основе теории заинтересованных сторон [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/razrabotka-metodologii-strategicheskogo-upravleniya-vuzom-na-osnove-teorii-zainteresovannykh (дата обращения: 26.09.2022).

18. Карпенко М.П. Качество высшего образования / под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2012. 291 с.

19. Методика оценки удовлетворенности студентов полученным образованием (ТГУ) [Электронный ресурс]. URL: http://accred.tsu.ru/studmotodics (дата обращения: 04.10.2022).

20. Оценка удовлетворенности обучающихся качеством образовательных услуг в 2019 г. (ЮЗГУ) [Электронный ресурс]. URL: 2019_Оценка удовл-ти обучающихся качеством услуг ЮЗГУ.pdf (swsu.ru) (дата обращения: 04.10.2022).

21. Оценка уровня удовлетворенности студентов/выпускников качеством подготовки по образовательной программе (РЭА им. Г.В. Плеханова) [Электронный ресурс]. URL: Оценка уровня удовлетворенности студентов/выпускников качеством подготовки по образовательной программе (rea.ru) (дата обращения: 01.10.2022).

22. Оценка удовлетворенности обучающихся качеством е-learning процесса в НГТУ [Электронный ресурс]. URL: Оценка удовлетворенности обучающихся качеством е-learning процесса в НГТУ | Центр развития онлайн-обучения НГТУ (nstu.ru) (дата обращения: 01.10.2022).

23. Мониторинг удовлетворенности качеством организации образовательного процесса (по результатам социологического исследования) (РХТУ им. Д.И. Менделеева) [Электронный ресурс]. URL: https://www.muctr.ru/upload/iblock/917/9175c717766b1986f076e41ea879614c.pdf (дата обращения: 01.10.2022).

24. Анализ результатов мониторинга удовлетворенности студентов обучением в Донском государственном аграрном университете [Электронный ресурс]. URL: Аnketa_Удовлетворенность обучением_март 2016.pdf (dongau.ru) (дата обращения: 03.10.2022).

25. Мониторинг удовлетворенности потребителей деятельности вуза (МГСУ) [Электронный ресурс]. URL: Мониторинг удовлетворенности потребителей деятельностью вуза (mgsu.ru) (дата обращения: 03.10.2022).

26. Ежегодный мониторинг удовлетворенности студентов НИТУ «МИСиС» [Электронный ресурс]. URL: https://misis.ru/university/events/university-life/2020-12/3011/ (дата обращения: 20.09.2022).

27. Аналитический отчет по результатам мониторинга удовлетворенности студентов выпускных курсов ФГБОУ КнАГУ 2018-2019 годов [Электронный ресурс]. URL: https://knastu.ru/media/files/page_files/page_425/omk/opros/2017-2018/Analitichesky_otchet_2018-2019.pdf (дата обращения: 20.09.2022).

28. Оценка и мониторинг удовлетворенности студентов и выпускников качеством образовательного процесса (CГМУ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsmu.ru/student/kafedr/31.02.06%20spo%20stom%20prof%202%20curs.pdf (дата обращения: 20.09.2022).

29. Спиридонова А.А., Хомутова Е.Г. Исследование удовлетворенности студентов: подход, ориентированный на запросы потребителей // Университетское управление: практика и анализ. 2012. №  3. С. 91–96.

30. Менеджмент качества. Стандарты СМК [Электронный ресурс]. URL: https://www.kpms.ru/Standart/ISO9001_2015_DIS.htm (дата обращения: 10.10.2022).

31. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования» [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/1200048378 (дата обращения: 10.10.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх