Student Satisfaction with the Components of the University Ecosystem as a Factor in the Development of Educational Organization

 
PIIS181570410023764-5-1
DOI10.54884/S181570410023764-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Teacher of Department of Modern Languages and Communication
Affiliation: University of Science and Technology MISIS
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Head of the Center for Education System Management
Affiliation: Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages21-32
Abstract

In order to improve the quality of education in Russia, standards are regularly updated, competencies are refined, new technologies for measuring quality are being introduced, and the mechanisms for interaction with stakeholders in the educational process are being revised. This study analyses the satisfaction level of students, who are the key stakeholders in the university ecosystem, as a factor influencing the quality of education. In particular, thanks to the analysis of the Russian and international academic publications from Google Scholar, Scopus, Cyberleninka and Science Index, main elements of the university ecosystem were identified, and the level of student satisfaction with these elements was evaluated, based on the results of survey conducted to evaluate the satisfaction level with the quality of the educational program. The paper presents the components of the “student satisfaction” parameter in the context of measuring the quality of education for the Bachelor’s degree program in linguistics at the Department of Modern Languages and Communication at the University of Science and Technology MISIS. The survey was conducted among senior students majoring in teaching in May 2022 (N=102, 68% in total).

The results of the survey confirmed the authors' hypothesis about the applicability of the ecosystem approach to measuring the level of student satisfaction in assessing the quality of the program. Thus, the novelty of the research results and the practical value are in the finding that assessment of the level of student satisfaction with key elements of the university ecosystem allows not only to analyze the current state of the educational process, but also to devise a management strategy in order to enhance both the level of student satisfaction and the quality of education program in general.

Keywordsuniversity ecosystem, university stakeholders, ecosystem approach, student satisfaction, higher education quality
Received20.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters21345
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В настоящее время система вузовской подготовки становится все более студенто-ориентированной: интересы и цели студентов не только учитываются, но и оказывают влияние на процесс обучения, меняя таким образом всю парадигму высшего образования [1]. Активно внедряемый в образовании компетентностный подход направлен на развитие профессиональных и личностных компетенций выпускников как будущих контрибьюторов в экономическое, определяющих социальное и культурное благосостояние общества [2]. «Конечная цель процесса подготовки современного специалиста является взаимовыгодной как для общества, нуждающегося в высококвалифицированных и творчески мыслящих кадрах, так и для самой личности, движимой желанием реализовать свои потребности в финансово-экономическом, общественном или политическом росте» [3, с. 19].
2 Несмотря на многолетние попытки внедрения подходов, основанных на студенто-ориентированной парадигме как в отечественных, так и зарубежных системах образования (комплексный [4], личностно ориентированный [5], личностно-деятельностный [6], компетентностный [7]), особую актуальность в современных условиях приобретает концепция VUCA BANI [8], характеризующая сегодняшний внешний и внутренний мир человека. На наш взгляд, она должна быть положена в основу всей системы образования; при этом подвижные во времени характеристики студентов предлагается рассматривать как неотъемлемую часть быстро меняющегося контекста.
3 Очевидно, что уровень влияния студентов на образовательный процесс в ближайшие годы будет только усиливаться, поэтому необходимо найти инструменты для измерения этого воздействия и управления им. На данный момент мы можем констатировать наличие таких уже устоявшихся способов измерения этого влияния, как набор студентов на программу, уровень трудоустройства (востребованности у работодателей) и дохода выпускников, количество успешно окончивших программу и т.д. Все эти факторы в той или иной мере влияют на позиционирование вуза в различных рейтингах [9; 10] и конкурсах, определяют его репутацию в профессиональных сообществах и привлекательность для будущих студентов. Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о значительной степени влияния студентов на оценку системы образования в вузе.
4 Отдельно среди факторов влияния студентов на деятельность вуза можно выделить «уровень удовлетворенности студентов». Несмотря на то что данный показатель не включен в федеральный перечень показателей эффективности деятельности образовательной организации [11], существуют независимые рейтинги, в которые этот показатель включен [12]. Многие вузы расширяют показатели мониторинга и стремятся их повысить.
5 Необходимо отметить, что на данный момент не определены единые подходы к оцениванию уровня удовлетворенности студентов и каждая образовательная организация разрабатывает свои системы и методики его измерения. В реализуемых вузами подходах нередко основной акцент делается на оценивании уровня удовлетворенности студентов качеством образования (ранее – качеством получаемых образовательных услуг).

views: 242

Readers community rating: votes 0

1. Moravec J. W., Van den Hoff R. Higher education 3.0: Knowmads create their own value! / eds. Daily-Hebert A., Dennis K. S. // Transformative perspectives and processes in higher education. Cham: Springer International Publishing, 2015. Pp. 233–240.

2. Kuznetsov A.N., Krupchenko A.K., Shchaveleva E. N. Potential of an academic subject in profession-related competency formation: Case study of stakeholders' requirements in foreign language teaching within engineering education // Proceedings of the 11th International Technology, Education and Development Conference, Valencia, Spain, 06–08 March 2017 / International Academy of Technology, Education and Development Academy. Pp. 2801–2807.

3. Gavrilova M.I., Odarich N.I. Kompetentnostnyj podkhod v professional'nom obrazovanii // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2014. № 3. S. 19–21.

4. Khutorskoj A.V. Sovremennaya didaktika: uchebnik dlya vuzov. SPb.: Piter, 2001. 544 s.

5. Yakimanskaya I.S. Razrabotka tekhnologii lichnostno-orientirovannogo obucheniya // Voprosy psikhologii. 1995. № 2. S. 31–41.

6. Zimnyaya I.A. Lichnostno-deyatel'nostnyj podkhod kak osnova organizatsii obrazovatel'nogo protsessa // Obschaya strategiya vospitaniya v obrazovatel'noj sisteme Rossii (k postanovke problemy): kollektivnaya monografiya: v 2 kn. Kn. 1 / pod obsch. red. I. A. Zimnej. M.: Issledovatel'skij tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2001. S. 244–252.

7. Ul'yanina M.A. Istoriya stanovleniya kompetentnostnogo podkhoda v zarubezhnoj nauke i praktike // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD. 2017. № 3. S. 267–271.

8. Akronim VUCA – izmenchivyj, neopredelennyj, slozhnyj i dvusmyslennyj. BANI – khrupkij, trevozhnyj, nelinejnyj, nepostizhimyj [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/62866fde9a794701a4c38ae4 (data obrascheniya: 12.10.2022).

9. Rehnking: Rejting luchshikh vuzov Rossii RAEX-100, 2022 god [Ehlektronnyj resurs] // RAEX PRO. URL: https://raex-rr.com/pro/education/russian_universities/top-100_universities/2022/ (data obrascheniya: 23.09.2022).

10. Russia Forbes Education. Rejting luchshikh universitetov Rossii 2021 po versii Forbes [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://education.forbes.ru/authors/rating-vuzov-2021?ysclid=l9x6j90pdr76451731 (data obrascheniya: 02.10.2022).

11. Ob utverzhdenii pokazatelej ehffektivnosti deyatel'nosti federal'nykh byudzhetnykh i avtonomnykh obrazovatel'nykh uchrezhdenij vysshego obrazovaniya, podvedomstvennykh Ministerstvu nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federatsii, i raboty ikh rukovoditelej, po rezul'tatam dostizheniya kotorykh ustanavlivayutsya vyplaty stimuliruyuschego kharaktera rukovoditelyam takikh uchrezhdenij: Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federatsii ot 01.02.2022 № 92: (s izmeneniyami na 1 sentyabrya 2022 goda) [Ehlektronnyj resurs] // Ehlektronnyj fond normativno-tekhnicheskoj i normativno-pravovoj informatsii Konsortsiuma «Kodeks». URL: https://docs.cntd.ru/document/728461966?marker=6580IP (data obrascheniya: 30.09.2022).

12. Opros Changellenge: 100% studentov REhSh dovol'ny kachestvom obrazovaniya [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://news.nes.ru/news/110518-changellenge/ (data obrascheniya: 05.10.2022).

13. Saulembekova D.S., Kuznetsov A.N. K voprosu o proektirovanii sovremennykh obrazovatel'nykh programm v vuze: ehkosistemnyj podkhod // Sovremennye tendentsii v prepodavanii inostrannykh yazykov v neyazykovom vuze: sbornik statej XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Krasnoyarsk, 19 maya 2022 goda. Krasnoyarsk: FGBOU VO «Sibirskij gosudarstvennyj universitet nauki i tekhnologij imeni akademika M.F. Reshetneva», 2022. S. 82–86.

14. Saulembekova D.S., Kuznetsov A.N. The role of internal and external stakeholders in quality management in higher education // EAP / ESP / EMI and the future of learning in higher education: VII Ezhegodnaya mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: sbornik materialov konferentsii, Moskva, 2 iyunya 2022 goda. M.: Sputnik+, 2022. S. 247–253.

15. Freeman R. Strategic management: a stakeholder approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. https://doi.org/10.1017/CBO9781139192675.

16. Beerkens M., Udam M. Stakeholders in higher education quality assurance: Richness in diversity? // High Education Policy. 2017. № 30. Pp. 341–359.

17. Colodukhin K.S. Razrabotka metodologii strategicheskogo upravleniya vuzom na osnove teorii zainteresovannykh storon [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.dissercat.com/content/razrabotka-metodologii-strategicheskogo-upravleniya-vuzom-na-osnove-teorii-zainteresovannykh (data obrascheniya: 26.09.2022).

18. Karpenko M.P. Kachestvo vysshego obrazovaniya / pod red. M.P. Karpenko. M.: Izd-vo SGU, 2012. 291 s.

19. Metodika otsenki udovletvorennosti studentov poluchennym obrazovaniem (TGU) [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://accred.tsu.ru/studmotodics (data obrascheniya: 04.10.2022).

20. Otsenka udovletvorennosti obuchayuschikhsya kachestvom obrazovatel'nykh uslug v 2019 g. (YuZGU) [Ehlektronnyj resurs]. URL: 2019_Otsenka udovl-ti obuchayuschikhsya kachestvom uslug YuZGU.pdf (swsu.ru) (data obrascheniya: 04.10.2022).

21. Otsenka urovnya udovletvorennosti studentov/vypusknikov kachestvom podgotovki po obrazovatel'noj programme (REhA im. G.V. Plekhanova) [Ehlektronnyj resurs]. URL: Otsenka urovnya udovletvorennosti studentov/vypusknikov kachestvom podgotovki po obrazovatel'noj programme (rea.ru) (data obrascheniya: 01.10.2022).

22. Otsenka udovletvorennosti obuchayuschikhsya kachestvom e-learning protsessa v NGTU [Ehlektronnyj resurs]. URL: Otsenka udovletvorennosti obuchayuschikhsya kachestvom e-learning protsessa v NGTU | Tsentr razvitiya onlajn-obucheniya NGTU (nstu.ru) (data obrascheniya: 01.10.2022).

23. Monitoring udovletvorennosti kachestvom organizatsii obrazovatel'nogo protsessa (po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniya) (RKhTU im. D.I. Mendeleeva) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.muctr.ru/upload/iblock/917/9175c717766b1986f076e41ea879614c.pdf (data obrascheniya: 01.10.2022).

24. Analiz rezul'tatov monitoringa udovletvorennosti studentov obucheniem v Donskom gosudarstvennom agrarnom universitete [Ehlektronnyj resurs]. URL: Anketa_Udovletvorennost' obucheniem_mart 2016.pdf (dongau.ru) (data obrascheniya: 03.10.2022).

25. Monitoring udovletvorennosti potrebitelej deyatel'nosti vuza (MGSU) [Ehlektronnyj resurs]. URL: Monitoring udovletvorennosti potrebitelej deyatel'nost'yu vuza (mgsu.ru) (data obrascheniya: 03.10.2022).

26. Ezhegodnyj monitoring udovletvorennosti studentov NITU «MISiS» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://misis.ru/university/events/university-life/2020-12/3011/ (data obrascheniya: 20.09.2022).

27. Analiticheskij otchet po rezul'tatam monitoringa udovletvorennosti studentov vypusknykh kursov FGBOU KnAGU 2018-2019 godov [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://knastu.ru/media/files/page_files/page_425/omk/opros/2017-2018/Analitichesky_otchet_2018-2019.pdf (data obrascheniya: 20.09.2022).

28. Otsenka i monitoring udovletvorennosti studentov i vypusknikov kachestvom obrazovatel'nogo protsessa (CGMU) [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.nsmu.ru/student/kafedr/31.02.06%20spo%20stom%20prof%202%20curs.pdf (data obrascheniya: 20.09.2022).

29. Spiridonova A.A., Khomutova E.G. Issledovanie udovletvorennosti studentov: podkhod, orientirovannyj na zaprosy potrebitelej // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2012. №  3. S. 91–96.

30. Menedzhment kachestva. Standarty SMK [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.kpms.ru/Standart/ISO9001_2015_DIS.htm (data obrascheniya: 10.10.2022).

31. Natsional'nyj standart RF GOST R 52614.2-2006 «Sistemy menedzhmenta kachestva. Rukovodyaschie ukazaniya po primeneniyu GOST R ISO 9001-2001 v sfere obrazovaniya» [Ehlektronnyj resurs] // Ehlektronnyj fond normativno-tekhnicheskoj i normativno-pravovoj informatsii Konsortsiuma «Kodeks». URL: https://docs.cntd.ru/document/1200048378 (data obrascheniya: 10.10.2022).

Система Orphus

Loading...
Up