Innovative Educational Process at School as a Multidimensional Phenomenon

 
PIIS181570410023686-9-1
DOI10.54884/S181570410023686-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Socio-Pedagogical Measurements
Affiliation: Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages53-60
Abstract

Questions are raised about the connection and interdependence of the phenomena of multidimensionality, cross-dimensionality and multi-mediumship in the innovative educational process of a modern school. The relevance and directions of application of the principle of multidimensionality in the management of the school and the educational process, the mechanisms of evaluation and management of the quality of the educational process, the quality of teacher activity, the quality of educational results are discussed. The possibilities and potential of the implementation of this principle are revealed in relation to the management of professional and personal development of a teacher, the formation and use of a model of education of a student, a school graduate. Particular importance in the article is given to the issues of multidimensional representation of educational results and effects of the educational process, the representation of the education of the student and the graduate of the school from the standpoint of not only the normatively established system of subject, meta-subject and personal results, three key components of functional literacy (mathematical, reading, natural science), but also the so-called skills of the XXI century, soft skills, cross-cutting competencies. A separate place is given to the disclosure of the concept of "cross-cutting competencies", the presentation of the author's classification of cross-cutting competencies.

Keywordsmultidimensionality, quality of the educational process, management and evaluation of the quality of the educational process, new educational results, cross-cutting competencies, education of the student and the graduate of the school, cross-multidimensional, multi-media educational process
Received16.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters16495
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Управление современной школой, инновационным образовательным процессом является сложным явлением, включающим в себя, наряду с реализацией отдельных функций, целый ряд интеллектуально-мыслительных действий, связанных с анализом управленческой ситуации и состояния объекта управления, целого ряда воздействующих условий и ресурсов. Все это означает, что, помимо усложнения, управленческий процесс становится многомерным и многоаспектным. Его многомерность определяется необходимостью учета на различных циклах управления широкой, разноплановой информации о состоянии объекта и ситуации управления. Реально это связано с кросс-многомерностью, мультисредовостью образовательного процесса, взаимодействием в его рамках множества пространств и сред (цифровая, историко-культурная, этнокультурная, технологическая, предметно-пространственная, инновационная среды, библиомедийное, семантическое, семиотическое, аксиологическое, событийное пространства), что не только создает определенную турбулентность, ведет к стохастичности, но и предоставляет дополнительные возможности и в плане формирования новых образовательных результатов, и в плане внедрения и использования инновационных технологий, образовательных практик. В концентрированном виде это находит отражение в мультисредовом уроке, соединяющем, интегрирующем все эти пространства и среды.
2 Проблема исследования состоит в том, чтобы, установив потенциально возможное число значимых параметров инновационного образовательного процесса, спроектировать и внедрить эффективную модель управления им как многомерным объектом. Особое звучание данная проблема имеет применительно к кросс-многомерному образовательному процессу, мультисредовому уроку, когда стохастичность и сложность этому процессу задают взаимодействие и пересечение различных пространств и сред в интересах наиболее полного и качественного формирования у обучающихся новых компетенций и видов грамотности.
3 Материалы и методы. В основу исследования положены материалы по проблематике управления инновационным образовательным процессом как многомерным объектом, в рамках которого пересекаются и взаимодействуют различные пространства и среды, с одной стороны, усложняя его, с другой стороны, создавая дополнительные возможности для формирования у обучающихся новых компетенций и видов грамотности, включая такую важную их составляющую, как сквозные компетенции.
4 В целях получения представляемых в статье данных, обобщающих выводов использовались методы теоретического исследования: анализа (фокусировка внимания на отдельных аспектах кросс-многомерного образовательного процесса, мультисредового урока); синтеза (соединение в рамках единой системы отдельных элементов, явлений и рассмотрение их в единстве и взаимозависимости); методы индукции и дедукции (переход от частных вопросов управления многомерным образовательным процессом к более общим и наоборот – при следовании принципу системности в ходе изучения того или иного явления, объекта); метод абстрагирования (изучение конкретного свойства явления многомерного объекта (урок, образовательный процесс, учитель, обучающийся) без учета их других, менее важных характеристик). В отношении эмпирического уровня познания в процессе исследования были задействованы методы наблюдения, сравнения, накопления и отбора значимых фактов, выявления связей между ними. Также применялись элементы моделирования.

views: 155

Readers community rating: votes 0

1. Shtejnberg V.Eh. Mnogomernost' kak didakticheskaya kategoriya // Obrazovanie i nauka. 2001. № 4(10). S. 20–30.

2. Panasyuk V.P., Elistratova K.A. Mul'tisredovyj urok kak fenomen innovatsionnoj obrazovatel'noj praktiki // Innovatsionnoe obrazovanie: problemy i resheniya / pod nauch. red. V.P. Panasyuka, K.A. Elistratovoj. SPb.: Asterion, 2019. S. 38–46.

3. Panasyuk V.P., Elistratova K.A. Uchitel' v kross-mnogomernom prostranstve obrazovatel'noj deyatel'nosti // Upravlenie kachestvom obrazovaniya: teoriya i praktika ehffektivnogo administrirovaniya. 2020. № 2. S. 16–20.

4. Nurmuratova K.A. Funktsional'naya gramotnost' kak osnova razvitiya garmonichnoj lichnosti v sovremennykh usloviyakh // Pedagogicheskaya nauka i praktika. 2019. № 1 (23). S. 14–18.

5. Panasyuk V.P., Tret'yakova N.V. Kachestvo obrazovaniya: innovatsionnye tendentsii i upravlenie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Rossijskogo gosudarstvennogo professional'no-pedagogicheskogo universiteta, 2018. 201 s.

6. Subetto A.I. Nauchno-obrazovatel'noe obschestvo kak osnova strategii razvitiya Rossii v XXI veke. SPb.: Asterion, 2015. 190 s.

7. Shikhov Yu.A. Proektirovanie i realizatsiya kompleksnogo kvalimetricheskogo monitoringa podgotovki obuchayuschikhsya v sisteme «profil'naya shkola – vtuz»: dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.08 / Shikhov Yurij Aleksandrovich. Kazan', 2008. 453 s.

8. Shikhova O.F., Shikhov Yu.A. Kvalimetricheskij podkhod k diagnostike kompetentsij vypusknikov vysshej shkoly // Obrazovanie i nauka. Ekaterinburg. 2013. №4. S. 40–57.

9. O proekte Talis. [Ehlektronnyj resurs] // Laboratoriya proektirovaniya soderzhaniya obrazovaniya: [sajt]. URL: https://ioe.hse.ru/ctp/about_TALIS (data obrascheniya: 17.11.2022).

10. Programma vospitaniya s uchetom FGOS 3 pokoleniya [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.menobr.ru/article/65440-qqq-18-m5-natsionalnaya-sistema-uchitelskogo-rosta. (data obrascheniya: 27.11.2022).

Система Orphus

Loading...
Up