Инновационный образовательный процесс в школе как многомерный феномен

 
Код статьиS181570410023686-9-1
DOI10.54884/S181570410023686-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры социально-педагогических измерений
Аффилиация: Академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы53-60
Аннотация

Поднимаются вопросы о связи и взаимообусловленности явлений многомерности, кросс-многомерности и мультисредовости в инновационном образовательном процессе современной школы. Обсуждаются актуальность и направления применения принципа многомерности в управлении школой и образовательным процессом, механизмы оценки и управления качеством деятельности учителя, качеством образовательных результатов. Раскрываются возможности и потенциал реализации данного принципа применительно к управлению профессионально- личностным развитием учителя, формированию и использованию модели образованности обучающегося, выпускника школы. Особое внимание в статье уделено вопросам многомерного представления образовательных результатов и эффектов образовательного процесса с позиций нормативно установленной системы предметных, метапредметных и личностных результатов, ключевых составляющих функциональной грамотности (математическая, читательская, естественно-научная), но и так называемых навыков XXI века, мягких навыков, сквозных компетенций. Отдельное место отводится раскрытию понятия «сквозные компетенции», представлению авторской классификации сквозных компетенций.

Ключевые словамногомерность, качество образовательного процесса, управление и оценка качества образовательного процесса, новые образовательные результаты, сквозные компетенции, образованность обучающегося и выпускника школы, кросс-многомерный, мультисредовый образовательный процесс
Получено16.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов16495
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Управление современной школой, инновационным образовательным процессом является сложным явлением, включающим в себя, наряду с реализацией отдельных функций, целый ряд интеллектуально-мыслительных действий, связанных с анализом управленческой ситуации и состояния объекта управления, целого ряда воздействующих условий и ресурсов. Все это означает, что, помимо усложнения, управленческий процесс становится многомерным и многоаспектным. Его многомерность определяется необходимостью учета на различных циклах управления широкой, разноплановой информации о состоянии объекта и ситуации управления. Реально это связано с кросс-многомерностью, мультисредовостью образовательного процесса, взаимодействием в его рамках множества пространств и сред (цифровая, историко-культурная, этнокультурная, технологическая, предметно-пространственная, инновационная среды, библиомедийное, семантическое, семиотическое, аксиологическое, событийное пространства), что не только создает определенную турбулентность, ведет к стохастичности, но и предоставляет дополнительные возможности и в плане формирования новых образовательных результатов, и в плане внедрения и использования инновационных технологий, образовательных практик. В концентрированном виде это находит отражение в мультисредовом уроке, соединяющем, интегрирующем все эти пространства и среды.
2 Проблема исследования состоит в том, чтобы, установив потенциально возможное число значимых параметров инновационного образовательного процесса, спроектировать и внедрить эффективную модель управления им как многомерным объектом. Особое звучание данная проблема имеет применительно к кросс-многомерному образовательному процессу, мультисредовому уроку, когда стохастичность и сложность этому процессу задают взаимодействие и пересечение различных пространств и сред в интересах наиболее полного и качественного формирования у обучающихся новых компетенций и видов грамотности.
3 Материалы и методы. В основу исследования положены материалы по проблематике управления инновационным образовательным процессом как многомерным объектом, в рамках которого пересекаются и взаимодействуют различные пространства и среды, с одной стороны, усложняя его, с другой стороны, создавая дополнительные возможности для формирования у обучающихся новых компетенций и видов грамотности, включая такую важную их составляющую, как сквозные компетенции.
4 В целях получения представляемых в статье данных, обобщающих выводов использовались методы теоретического исследования: анализа (фокусировка внимания на отдельных аспектах кросс-многомерного образовательного процесса, мультисредового урока); синтеза (соединение в рамках единой системы отдельных элементов, явлений и рассмотрение их в единстве и взаимозависимости); методы индукции и дедукции (переход от частных вопросов управления многомерным образовательным процессом к более общим и наоборот – при следовании принципу системности в ходе изучения того или иного явления, объекта); метод абстрагирования (изучение конкретного свойства явления многомерного объекта (урок, образовательный процесс, учитель, обучающийся) без учета их других, менее важных характеристик). В отношении эмпирического уровня познания в процессе исследования были задействованы методы наблюдения, сравнения, накопления и отбора значимых фактов, выявления связей между ними. Также применялись элементы моделирования.

всего просмотров: 156

Оценка читателей: голосов 0

1. Штейнберг В.Э. Многомерность как дидактическая категория // Образование и наука. 2001. № 4(10). С. 20–30.

2. Панасюк В.П., Елистратова К.А. Мультисредовый урок как феномен инновационной образовательной практики // Инновационное образование: проблемы и решения / под науч. ред. В.П. Панасюка, К.А. Елистратовой. СПб.: Астерион, 2019. С. 38–46.

3. Панасюк В.П., Елистратова К.А. Учитель в кросс-многомерном пространстве образовательной деятельности // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2020. № 2. С. 16–20.

4. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях // Педагогическая наука и практика. 2019. № 1 (23). С. 14–18.

5. Панасюк В.П., Третьякова Н.В. Качество образования: инновационные тенденции и управление. Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2018. 201 с.

6. Субетто А.И. Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке. СПб.: Астерион, 2015. 190 с.

7. Шихов Ю.А. Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся в системе «профильная школа – втуз»: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Шихов Юрий Александрович. Казань, 2008. 453 с.

8. Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы // Образование и наука. Екатеринбург. 2013. №4. С. 40–57.

9. О проекте Талис. [Электронный ресурс] // Лаборатория проектирования содержания образования: [сайт]. URL: https://ioe.hse.ru/ctp/about_TALIS (дата обращения: 17.11.2022).

10. Программа воспитания с учетом ФГОС 3 поколения [Электронный ресурс]. URL: https://www.menobr.ru/article/65440-qqq-18-m5-natsionalnaya-sistema-uchitelskogo-rosta. (дата обращения: 27.11.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх