Русский язык как иностранный в Иране в условиях пандемии: проблемы и преимущества

 
Код статьиS181570410023347-6-1
DOI10.54884/S181570410023347-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: преподаватель, ассистент профессора
Аффилиация: Боджнордский университет
Адрес: Исламская Республика Иран, Боджнорд
Должность: преподаватель, ассистент профессора
Аффилиация: Мешхедский университет им. Фирдоуси
Адрес: Исламская Республика Иран, Мешхед
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы172-178
Аннотация

Данное исследование посвящено краткому обзору влияния пандемии Ковид-19 на процесс преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в высших учебных заведениях Ирана. Цель исследования – выявить и охарактеризовать проблемы и преимущества преподавания РКИ в Иране, осуществляемого в формате дистанционного образования. В статье уточнено понятие «дистанционное обучение» и отделено от формата «онлайн-обучение». Научная новизна исследования заключается в представлении выявленных проблем и преимуществ обучения русского языка как иностранного на базе университетов Ирана, которые могут быть учтены преподавателями в процессе преподавания при переходе к стандартному формату обучения после окончания пандемии, а также ряд преимуществ, которые могут быть внедрены в систему преподавания РКИ в Иране на постоянной основе. В результате исследования был предложен ряд мер по организации эффективного процесса обучения РКИ в Иране в условиях пандемии. Наряду с проблемами представлены преимущества данного типа обучения. 

Ключевые словарусский язык как иностранный, обучение в Иране, проблемы преподавания, пандемия Ковид-19
Получено28.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов14445
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Русско-иранские общественные, политические и социально-экономические взаимоотношения в последнее десятилетие привели к существенным изменениям и в сфере обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в высших учебных заведениях Исламской Республики Иран. В современных условиях выпускники вузов Ирана должны обладать знаниями, необходимыми для представления целостной картины мира, а «также критическим мышлением и современными целостными ориентациями, быть готовыми к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне» [4, с. 150].
2 Обучение иностранным языкам в Иране имеет устойчивую тенденцию перехода от формирования языковой компетенции к совершенствованию уже сформированной коммуникативной компетенции. Понятие «иноязычная коммуникативная компетенция» определяют как способность человека понимать и воспроизводить иностранный язык правильно и в соответствии с социолингвистической ситуацией реальной жизни [3, с. 179]. Целью образовательного процесса в рамках обучения иностранному языку на уровне бакалавриата является формирование основ иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, позволяющих студенту вести иноязычную деятельность на занятиях и в профессиональном общении (прямом и опосредованном) [1, с. 157]. Но продемонстрировать профессиональное мастерство и поднять процесс обучения на более высокий уровень способен лишь педагог, не только обладающий глубокими и прочными знаниями по предмету, но и достаточно эрудированный в смежных областях наук, имеющий широкий кругозор и способный видеть перспективы своей преподавательской деятельности [2, с. 11].
3 Результаты. Целью нашего исследования является выявить теоретические основы преподавания РКИ в иранских высших учебных заведениях в условиях дистанционного и онлайн-обучения в период коронавирусной пандемии, недостатки и преимущества, с которыми столкнулись преподаватели РКИ в высших учебных заведениях Исламской Республики Иран, обозначить пути их преодоления. Объявленная Всемирной Организацией Здравоохранения пандемия Ковид-19 внесла в жизнь всего мира определенные изменения. Иран оказался в ряду первых государств, куда проник вирус и распространился с молниеносной силой по всей его территории. С целью контроля смертоносного вируса было объявлено о переходе на формат дистанционного обучения. Именно этим подчеркивается актуальность данного исследования, так как сейчас, когда большинство стран мира перешли к стандартной форме очного обучения, в Иране в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией неизвестно, когда университеты смогут вернуться к полноформатному очному обучению.
4 Система образования всего мира, как показали условия карантина, введенные в связи с объявлением Всемирной Организацией Здравоохранения коронавирусной пандемии, оказалась не готова к переходу на дистанционный формат образования. Система образования вузов Исламской Республики Иран не явилась в данном случае исключением. Оперативно решить вопрос перехода обучения на дистанционный формат и формат онлайн-обучения было непросто. В связи с экономическими санкциями на переход к цифровому формату обучения в Иране потребовалось более двух месяцев. Во-первых, это было связано с отсутствием опыта преподавания с использованием информационно-компьютерных технологий. Во-вторых, вынужденный переход на дистанционное образование вызывал страх того, что снизится качество подготовки как у преподавателей, так и у самих учащихся. Это вызвало особую панику у обучающихся кафедр русского языка как иностранного различных иранских университетов, так как обучение данному языку начиналось ими с нуля, с азов, в отличие от английского языка, с которым они знакомы еще со школьных времен.

всего просмотров: 168

Оценка читателей: голосов 0

1. Безукладников К.Э. Особенности формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Язык и культура. 2017. № 38. С. 152–170.

2. Длимбетова Б.С. Подготовка будущих учителей русского языка для школ с казахским языком обучения к использованию инновационных технологий: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. Казахстан, 2007. 28 с

3. Иванова О.В., Ахметшина Ю.И. Использование интерактивных средств обучения в процессе развития языковой компетенции на уроке английского языка в школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2017. № 8(74): в 2-х ч. Ч. 1. C. 178-181.

4. Моаззензаде З. Проблемы обучения говорению на русском языке в персидской аудитории и способы их преодоления // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 4 (61). С. 150-154.

5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. 416 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх