Strategies of Educational Support for Providing Comprehensive Assistance to Elderly Citizens

 
PIIS181570410023169-0-1
DOI10.54884/S181570410023169-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Rector
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Professor of the Hospital Surgery Department №. 2
Affiliation: First Pavlov State Medical University of St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: President
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Executive Director
Affiliation: North-West Institute of Geriatrics and Socio-Medical Design
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages185-196
Abstract

This article deals with the problem of implementing educational support for the provision of comprehensive medical and social assistance to elderly citizens. The approaches of the UN structures (WHO and UNESCO) to the use of educational technologies as assistive ones for supporting people of older age groups are presented. The need for their adaptation to the conditions of modern Russia is substantiated. The features of the organization of the system of state assistance to the elderly, which impede the implementation of outreach and educational projects, are highlighted. The conditions of the development and implementation of educational technologies in the system of comprehensive medical and social care for the elderly are formulated. The involvement of an educational university as a system integrator in the process of using educational technologies is substantiated. The basic directions of work and the possibilities of using its scientific and pedagogical potential are determined.

KeywordsAging of the population, comprehensive medical and social care for the elderly, assistive educational technologies, key competencies, additional staff training, typical territorial model of educational support, scientific and methodological Educational Center
Received21.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters21626
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Одно из важнейших направлений государственной социальной политики, где образование пока еще не используется в достаточной степени, – поддержка пожилых граждан. Сегодня постарение общества – проблема общемировая и российская. По оценкам специалистов, в мире численность населения старше 60 лет с 2020 года (порядка 1 млрд чел.) возрастет к 2030 году на 34%, а к 2050 году – в два раза [1]. Санкт-Петербург – типичный пример развития демографической ситуации в сфере постарения общества: численность пожилых жителей постоянно возрастает и к 2022 году превысила 1 млн 400 тыс. чел., при этом численность людей старше 75 лет стремится к 500 тыс. чел. [2].
2 По мере старения населения очевидной становится необходимость критического переосмысления существующих моделей государственной помощи людям старших возрастных групп. Социально ориентированное Российское государство вынуждено направлять значительную часть ресурсов на их медицинскую и социальную поддержку. По мнению геронтологов [3], расширение объемов и повышение эффективности государственной помощи пожилым может быть достигнуто без значительного увеличения бюджетных затрат за счет продления периода жизненной активности пожилых людей с использованием ассистивных образовательных технологий.
3

1. Международные программы в сфере образовательной поддержки пожилых граждан.

4 Реализация комплексного подхода к повышению качества жизни пожилых людей превращает Образование в эффективный социальный инструмент, влияющий на достижение Целей устойчивого развития Общества в части поддержания стабильного здоровья и уровня социализации людей старших возрастных групп, а также опосредованно влияет на уровень социально-экономического развития региона.
5

В последние десятилетия научное сообщество инициировало формирование ряда международных программ и директивных документов по образовательной поддержке развития социальной сферы [1, 4-6]. Для оценки возможности использования образовательных технологий в процессе повышения качества жизни пожилых граждан выделим наиболее значимые международные документы, подготовленные структурами ООН:

  • план Всемирной организации здравоохранения «Десятилетие здорового старения на период 2020–2030 гг.» [1] определяет принципы, цели и направления деятельности, способствующие развитию и поддержанию функциональных способностей людей, которые обеспечивают благополучие в пожилом возрасте, позиционирует обучение как цель и социальную детерминанту здорового старения;
  • Концепция ВОЗ по уходу за пожилыми людьми ICOPE (2017 г.) [4] делает акцент на комплексном подходе к обеспечению кадровой поддержки оказания ухода, на использовании образовательных и информационных технологий в качестве компенсаторных (ассистивных);
  • стратегические проекты ЮНЕСКО: «Образование для всех» (2000 г.), «Инклюзивное образование: путь в будущее» (2008 г.), «Образование для устойчивого развития на период 2020–2030 гг.» (2017 г.) – всесторонне рассматривают проблемы использования образовательных технологий [5, 6].

views: 194

Readers community rating: votes 0

1. Desyatiletie zdorovogo stareniya na period 2020-2030 gg. Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya. Zheneva, 2019. 33 s.

2. Ehrgashev O.N. Razvitie gerontologii i povyshenie kachestva zhizni grazhdan starshego pokoleniya v Sankt-Peterburge: vzaimodejstvie organov gosudarstvennoj vlasti, nauchnykh i professional'nykh soobschestv, obschestvennykh organizatsij // Uspekhi gerontologii. 2022. T. 35. №1. S. 146.

3. Anisimov V.N., Red'ko A.A., Finagentov A.V. i dr. Sistemnaya podderzhka povysheniya kachestva zhizni grazhdan starshego pokoleniya v Rossii: problemy i perspektivy // Uspekhi gerontologii. 2020. T. 33. №5. S. 825-837.

4. Kompleksnyj ukhod za pozhilymi lyud'mi (ICOPE): Mekhanizm realizatsii kontseptsii. Rekomendatsii dlya sistem i sluzhb. VOZ. Zheneva, 2020. 42 s.

5. Balyasnikova L.A., Zolotukhina N.F. Obrazovanie dlya vsekh: dialog s YuNESKO // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2011. №6. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-dlya-vseh-dialog-s-yunesko (data obrascheniya: 24.06.2022).

6. Tseli obrazovaniya v interesakh ustojchivogo razvitiya. Zadachi obucheniya. YuNESKO. Parizh, 2017. 65 s.

7. Kompleks poruchenij Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 9.09.2014 g. № Pr-2159, vypuschennykh po itogam provedeniya v avguste 2014 g. Prezidiuma Gossoveta Rossii, posvyaschennogo razvitiyu sistem sotsial'noj zaschity grazhdan pozhilogo vozrasta [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/46594 (data obrascheniya: 26.06.2022).

8. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 5.02.2016 g. №164-r «Ob utverzhdenii Strategii dejstvij v interesakh grazhdan starshego pokoleniya v Rossijskoj Federatsii do 2025 g.» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/71322816/ (data obrascheniya: 26.06.2022).

9. Anisimov V.N., Serpov V.Yu., Finagentov A.V., Khavinson V.Kh. Novyj ehtap razvitiya gerontologii i geriatrii v Rossii: problemy sozdaniya sistemy geriatricheskoj pomoschi. Ch.2. Struktura sistemy, nauchnyj podkhod // Uspekhi gerontologii. 2017. T. 30. №2. S. 158-168.

10. Anisimov V.N., Bordovskij G.A., Finagentov A.V., Shabrov A.V. Gosudarstvennaya podderzhka grazhdan starshego pokoleniya: Kakaya geriatriya nuzhna sovremennoj Rossii? // Uspekhi gerontologii. 2020. T. 33. №4. S. 625-645.

11. Anisimov V.N., Ehrgashev O.N., Finagentov A.V., Khavinson V.Kh. Integral'naya otsenka biopsikhosotsial'nogo statusa grazhdan starshego pokoleniya i realizatsiya sostavlyayuschikh sistemnoj podderzhki // Uspekhi gerontologii. 2021. T.34. №4. S. 499-506.

12. Anisimov V.N., Ehrgashev O.N., Finagentov A.V. i dr. Struktura i osnovnye ehtapy protsessa dolgovremennoj gosudarstvennoj podderzhki grazhdan starshego pokoleniya // Uspekhi gerontologii. 2022. T. 35. №1. S. 10-23.

13. Bordovskij G.A. Obrazovanie lits starshego vozrasta: Rossijskoe izmerenie mirovoj problemy // Vysshee obrazovanie. Segodnya. 2020. №2. S. 7-10.

14. Bordovskij G.A., Ehrgashev O.N., Finagentov A.V. i dr. Obrazovatel'nye tekhnologii dlya gosudarstvennoj i sotsial'noj podderzhki pozhilykh lyudej: Kontseptual'noe obosnovanie // Chelovek i obrazovanie. 2021. №2 (67). S. 173-184.

15. Anisimov V.N., Red'ko A.A., Finagentov A.V. i dr. Sozdanie regional'noj sistemy kompleksnoj mediko-sotsial'noj pomoschi grazhdanam starshego pokoleniya: opyt Sankt-Peterburga // Uspekhi gerontologii. 2020. T. 33. №5. S. 809-824.

16. Shabalin Yu.E. Razvitie regional'nogo obrazovatel'nogo prostranstva [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://rcde.ru/method/999.html (data obrascheniya: 24.06.2022).

17. Balyasnikova L.A. Kafedra YuNESKO Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta v obrazovatel'nom prostranstve Sankt-Peterburga // Sbornik dokladov Sankt-Peterburgskogo mezhdunarodnogo ehkonomicheskogo foruma 2019. Sektsiya «Ispol'zovanie novykh razrabotok Kafedry YuNESKO dlya strategicheskogo razvitiya i ustojchivosti megapolisa» / pod red. A.I. Rudskogo, V.V. Okrepilova. SPb.: Politekh press, 2019. S. 17-20.

Система Orphus

Loading...
Up