Стратегии образовательной поддержки в оказании комплексной помощи пожилым гражданам

 
Код статьиS181570410023169-0-1
DOI10.54884/S181570410023169-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ректор
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор кафедры госпитальной хирургии № 2
Аффилиация: Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: президент
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: исполнительный директор
Аффилиация: Северо-Западный институт гериатрии и социально-медицинского проектирования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы185-196
Аннотация

В статье рассматривается проблема реализации образовательной поддержки оказания комплексной медико-социальной помощи пожилым гражданам. Представлены подходы структур ООН (ВОЗ и ЮНЕСКО) к использованию образовательных технологий в качестве ассистивных при поддержке людей старших возрастных групп и обоснована необходимость их адаптации к условиям современной России. Выделены особенности организации системы государственной помощи пожилым, препятствующие реализации информационно-просветительских и образовательных проектов. Сформулированы условия развития и внедрения образовательных технологий в систему комплексной медико-социальной помощи пожилым гражданам. Обосновано привлечение образовательного вуза как системного интегратора в процессе использования образовательных технологий. Определены базовые направления работы и возможности использования его научно-педагогического потенциала. 

Ключевые словапостарение населения, комплексная медико-социальная помощь пожилым гражданам, ассистивные образовательные технологии, ключевые компетенции, дополнительное обучение персонала, типовая территориальная модель образовательной поддержки, научно-методический Образовательный Центр
Получено21.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов21626
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Одно из важнейших направлений государственной социальной политики, где образование пока еще не используется в достаточной степени, – поддержка пожилых граждан. Сегодня постарение общества – проблема общемировая и российская. По оценкам специалистов, в мире численность населения старше 60 лет с 2020 года (порядка 1 млрд чел.) возрастет к 2030 году на 34%, а к 2050 году – в два раза [1]. Санкт-Петербург – типичный пример развития демографической ситуации в сфере постарения общества: численность пожилых жителей постоянно возрастает и к 2022 году превысила 1 млн 400 тыс. чел., при этом численность людей старше 75 лет стремится к 500 тыс. чел. [2].
2 По мере старения населения очевидной становится необходимость критического переосмысления существующих моделей государственной помощи людям старших возрастных групп. Социально ориентированное Российское государство вынуждено направлять значительную часть ресурсов на их медицинскую и социальную поддержку. По мнению геронтологов [3], расширение объемов и повышение эффективности государственной помощи пожилым может быть достигнуто без значительного увеличения бюджетных затрат за счет продления периода жизненной активности пожилых людей с использованием ассистивных образовательных технологий.
3

1. Международные программы в сфере образовательной поддержки пожилых граждан.

4 Реализация комплексного подхода к повышению качества жизни пожилых людей превращает Образование в эффективный социальный инструмент, влияющий на достижение Целей устойчивого развития Общества в части поддержания стабильного здоровья и уровня социализации людей старших возрастных групп, а также опосредованно влияет на уровень социально-экономического развития региона.
5

В последние десятилетия научное сообщество инициировало формирование ряда международных программ и директивных документов по образовательной поддержке развития социальной сферы [1, 4-6]. Для оценки возможности использования образовательных технологий в процессе повышения качества жизни пожилых граждан выделим наиболее значимые международные документы, подготовленные структурами ООН:

  • план Всемирной организации здравоохранения «Десятилетие здорового старения на период 2020–2030 гг.» [1] определяет принципы, цели и направления деятельности, способствующие развитию и поддержанию функциональных способностей людей, которые обеспечивают благополучие в пожилом возрасте, позиционирует обучение как цель и социальную детерминанту здорового старения;
  • Концепция ВОЗ по уходу за пожилыми людьми ICOPE (2017 г.) [4] делает акцент на комплексном подходе к обеспечению кадровой поддержки оказания ухода, на использовании образовательных и информационных технологий в качестве компенсаторных (ассистивных);
  • стратегические проекты ЮНЕСКО: «Образование для всех» (2000 г.), «Инклюзивное образование: путь в будущее» (2008 г.), «Образование для устойчивого развития на период 2020–2030 гг.» (2017 г.) – всесторонне рассматривают проблемы использования образовательных технологий [5, 6].

всего просмотров: 193

Оценка читателей: голосов 0

1. Десятилетие здорового старения на период 2020-2030 гг. Всемирная организация здравоохранения. Женева, 2019. 33 с.

2. Эргашев О.Н. Развитие геронтологии и повышение качества жизни граждан старшего поколения в Санкт-Петербурге: взаимодействие органов государственной власти, научных и профессиональных сообществ, общественных организаций // Успехи геронтологии. 2022. Т. 35. №1. С. 146.

3. Анисимов В.Н., Редько А.А., Финагентов А.В. и др. Системная поддержка повышения качества жизни граждан старшего поколения в России: проблемы и перспективы // Успехи геронтологии. 2020. Т. 33. №5. С. 825-837.

4. Комплексный уход за пожилыми людьми (ICOPE): Механизм реализации концепции. Рекомендации для систем и служб. ВОЗ. Женева, 2020. 42 с.

5. Балясникова Л.А., Золотухина Н.Ф. Образование для всех: диалог с ЮНЕСКО // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. №6. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-dlya-vseh-dialog-s-yunesko (дата обращения: 24.06.2022).

6. Цели образования в интересах устойчивого развития. Задачи обучения. ЮНЕСКО. Париж, 2017. 65 с.

7. Комплекс поручений Президента Российской Федерации от 9.09.2014 г. № Пр-2159, выпущенных по итогам проведения в августе 2014 г. Президиума Госсовета России, посвященного развитию систем социальной защиты граждан пожилого возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/46594 (дата обращения: 26.06.2022).

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5.02.2016 г. №164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г.» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71322816/ (дата обращения: 26.06.2022).

9. Анисимов В.Н., Серпов В.Ю., Финагентов А.В., Хавинсон В.Х. Новый этап развития геронтологии и гериатрии в России: проблемы создания системы гериатрической помощи. Ч.2. Структура системы, научный подход // Успехи геронтологии. 2017. Т. 30. №2. С. 158-168.

10. Анисимов В.Н., Бордовский Г.А., Финагентов А.В., Шабров А.В. Государственная поддержка граждан старшего поколения: Какая гериатрия нужна современной России? // Успехи геронтологии. 2020. Т. 33. №4. С. 625-645.

11. Анисимов В.Н., Эргашев О.Н., Финагентов А.В., Хавинсон В.Х. Интегральная оценка биопсихосоциального статуса граждан старшего поколения и реализация составляющих системной поддержки // Успехи геронтологии. 2021. Т.34. №4. С. 499-506.

12. Анисимов В.Н., Эргашев О.Н., Финагентов А.В. и др. Структура и основные этапы процесса долговременной государственной поддержки граждан старшего поколения // Успехи геронтологии. 2022. Т. 35. №1. С. 10-23.

13. Бордовский Г.А. Образование лиц старшего возраста: Российское измерение мировой проблемы // Высшее образование. Сегодня. 2020. №2. С. 7-10.

14. Бордовский Г.А., Эргашев О.Н., Финагентов А.В. и др. Образовательные технологии для государственной и социальной поддержки пожилых людей: Концептуальное обоснование // Человек и образование. 2021. №2 (67). С. 173-184.

15. Анисимов В.Н., Редько А.А., Финагентов А.В. и др. Создание региональной системы комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения: опыт Санкт-Петербурга // Успехи геронтологии. 2020. Т. 33. №5. С. 809-824.

16. Шабалин Ю.Е. Развитие регионального образовательного пространства [Электронный ресурс]. URL: https://rcde.ru/method/999.html (дата обращения: 24.06.2022).

17. Балясникова Л.А. Кафедра ЮНЕСКО Российского государственного педагогического университета в образовательном пространстве Санкт-Петербурга // Сборник докладов Санкт-Петербургского международного экономического форума 2019. Секция «Использование новых разработок Кафедры ЮНЕСКО для стратегического развития и устойчивости мегаполиса» / под ред. А.И. Рудского, В.В. Окрепилова. СПб.: Политех пресс, 2019. С. 17-20.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх