Направления правового обеспечения решения задач нефтяной отрасли современной России в рамках Энергетической стратегии

 
Код статьиS231243500022387-3-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-2-28-33
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий лабораторией правовых проблем недропользования, экологии и топливно-энергетического комплекса Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан
Аффилиация: Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан
Адрес: Российская Федерация, Казань
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы28-33
Аннотация

В рыночных условиях экономическая оценка ресурсов нефти и газа носит двойственный характер. Она должна отражать как интересы государства, являющегося собственником недр, так и пользователей недр, приобретающих у государства лицензию (разрешение) на право поисков, разведки и разработки месторождений углеводородов. Представляется, что целесообразно было бы предусмотреть механизм проведения апробации и представления результатов оценки прогнозных ресурсов для включения сведений о прогнозных ресурсах в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых по нефти и газу. Необходимы также обоснование и разработка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности в сфере геологического изучения недр, в том числе недр, содержащих месторождения с нетрадиционными видами углеводородов, а также на повышение эффективности работ в этой сфере, проводимых как за счет средств пользователя недр, так и за счет государства.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое регулирование в нефтяной отрасли, правовое обеспечение трудноизвлекаемых ресурсов
Получено01.06.2021
Дата публикации30.06.2021
Кол-во символов13358
Цитировать     Скачать pdf
1 В соответствии с Энергетической стратегией задачами нефтяной отрасли по обеспечению потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливноэнергетического комплекса являются:
2
  • обеспечение стабильного, при благоприятных условиях растущего уровня добычи нефти;
  • повышение эффективности, доступности и качества удовлетворения внутреннего спроса на нефтепродукты.
3 В Энергетической стратегии определен также комплекс ключевых мер по решению указанных задач. В частности, к таким мерам отнесены:
  • трансформация системы налогообложения от оборотных налогов к обложению финансового результата и иные меры по созданию условий для роста инвестиций в отрасль, обеспечивающие монетизацию ресурсного потенциала нефтяной отрасли и достижение высокого мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики;
  • комплексное стимулирование разработки «зрелых» месторождений;
  • введение в экономический оборот малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, трудноизвлекаемых запасов (в том числе баженовской свиты), а также создание условий для развития малых и средних предприятий в этой сфере деятельности преимущественно на основе инновационных отечественных технологий и оборудования;
  • создание технологических полигонов для отработки технологий рентабельной добычи углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов;
  • развитие внутреннего рынка сервисных, инжиниринговых и строительных услуг в нефтяной отрасли и расширение участия в нем российских организаций.
4 Перечисленные в стратегии меры требуют соответствующего правового обеспечения. Опираясь на положения стратегии, можно выделить основные направления правового обеспечения в целях реализации намеченных задач и отметить соответствующие правовые средства.
5

1. В качестве первого направления следует назвать правовое обеспечение условий для роста инвестиций в отрасль, обеспечивающих монетизацию ресурсного потенциала нефтяной отрасли и развитие смежных отраслей. 

6

2. В этом направлении к правовым средствам следует отнести совершенствование нормативно-правового регулирования недропользования. Правительством Российской Федерации утвержден План мероприятий по реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года (на 2019–2024 годы). Один из важных вопросов — это оценка прогнозных ресурсов. Поскольку наличие минеральных ресурсов в недрах остается одним из важнейших конкурентных преимуществ российской экономики, являются важными вопросы как оценки запасов полезных ископаемых, так и оценки прогнозных ресурсов. Геологическая и экономическая оценки ресурсов нефти, газа и конденсата проводятся с целью выработки реальных представлений о масштабах, структуре, качественных характеристиках и экономической значимости перспективной минерально-сырьевой базы нефтегазовой отрасли. В рыночных условиях экономическая оценка ресурсов нефти и газа носит двойственный характер. Она должна отражать интересы как государства, являющегося собственником недр, так и пользователей недр, приобретающих у государства лицензию (разрешение) на право поисков, разведки и разработки месторождений углеводородов. Представляется, что целесообразно было бы прописать механизм проведения апробации и представления результатов оценки прогнозных ресурсов для включения сведений о прогнозных ресурсах в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых по нефти и газу. Поскольку в государственный кадастр включается информация о месторождениях с запасами полезных ископаемых, еще не учтенными Государственным балансом запасов полезных ископаемых, но на которых завершены оценочные работы (при положительной геолого-экономической оценке) или разведка, то целесообразно было бы на уровне Минприроды РФ регламентировать процедуры геолого-экономической оценки прогнозных ресурсов и порядок представления информации для целей включения сведений о прогнозных ресурсах по видам полезных ископаемых в государственный кадастр.

всего просмотров: 221

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 15.10.2020.

2. Гаврин А.С. Не бывает в природе рынка без малых и средних предприятий / А.С. Гаврин // Нефть, газ и бизнес. 2000. № 6. С. 5.

3. Горетый М.В. К проблеме определения понятия и признаков субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности / М.В. Горетый // Налоги-газета. 2006. № 20.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. № 2914-р «Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года» // СЗ РФ. 2018. № 53 (часть II). Ст. 8762.

5. 1. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2020 г. № 1499 «Об установлении видов трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru, 23.09.2020.

6. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=97371.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх