Andragogical Orientation of Social Sphere Specialist’s Educational Training in the Context of Innovative Projects Implementation

 
PIIS181570410023162-3-1
DOI10.54884/S181570410023162-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Theory and Technology of Social Work
Affiliation: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Senior Researcher of Department of Theory and Technology of Social Work
Affiliation: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Senior Researcher of Department of Theory and Technology of Social Work
Affiliation: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Associate Professor of Department of Social Sphere Management
Affiliation: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages57-66
Abstract

The article reveals the problem associated with the training of social specialists in the context of the andragogical paradigm. Based on a new worldview discourse that strengthens the anti-discrimination policy in relation to low-mobility groups of the population and groups exposed to socio-economic risks that may threaten a decrease in the quality of life, the authors see in increasing the professional competence of social specialists one of the most important factors in solving this problem. In the system of interaction "specialist-recipient of social services", among which there are social and pedagogical services, a significant place is occupied by competencies that require the ability to inform, advise, convince, conduct a constructive dialogue, which implies knowledge of adragogy as a science of theory, content and learning technologies adults. In connection with overcoming the extensive path of development of social policy and the activation of civil initiatives, the use of the potential of the social environment, special attention is paid to innovative technologies in social work related to raising funds, in this case, to the social sphere. The authors raise the question of studying the direction of andragogical activity, considering innovative areas that have become more active in recent years in order to overcome the growing problems associated with social uncertainty. In this regard, the authors consider it expedient to propose the organization of andragogical seminars for social specialists.

Keywordsandragogy, social work, social specialist, social worker, professional training, recipients of social services
Received21.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters19160
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Анализ нормативно-правовой базы, определяющей обязанности специалиста по социальной работе, свидетельствовал о том, что он должен выполнять ряд профессиональных функций и владеть комплексом общих универсальных и сугубо профессиональных компетенций, позволяющих успешно решать вопросы социальной практики.
2 Реализация социальными работниками этих компетенций на практике и использование передового опыта социальной работы с населением предполагают постоянное развитие профессионала в соответствии с требованиями времени к повышению уровня его социализации и научно-практической подготовки в новых условиях. Это положение могло быть реализовано лишь в условиях рассмотрения получателя социальных услуг как субъекта деятельности, развитие которого в значительной мере происходит под влиянием системы деятельности профессионалов по социальной работе, которые могут консультировать, информировать, убеждать и др., что предполагает его готовность выполнять определенные виды образовательной деятельности.
3 В этих условиях возрастает роль андрагогической направленности деятельности специалиста социальной сферы, и в связи с этим происходит уточнение и расширение его профессиональных позиций. Осмысление этих позиций комплексно, с научной точки зрения и практического опыта, дает возможность выявить, отрефлексировать, обосновать и актуализировать содержание компетенций, которые целесообразно формировать у будущих специалистов в процессе их обучения [1].
4 Решение задач по совершенствованию профессиональной деятельности специалистов происходит в сложных условиях профессиональной реальности, которая характеризуется рядом черт:
  • новыми вызовами в ситуации неопределенности, связанными с новыми требованиями и новыми социальными гарантиями в отношении определенных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите;
  • расширением социального пространства и возможностями использования его потенциала для решения социальных задач определенных социальных слоев, в том числе и средствами образования;
  • использованием инновационных технологий, требующих для своей реализации развития многообразных социальных связей и отношений междисциплинарного, межотраслевого, межведомственного характера;
  • цифровизацией всех основных сфер жизни, способствующей целостному видению социальных явлений и процессов.
5 Новая социальная ситуация потребовала активного поворота в сторону использования теории и практики андрагогической деятельности, что приводит к повышению уровня управляемости образовательной деятельностью специалистов и развитию интеграционных связей с социумом в контексте выполнения национальных проектов (национальные проекты «Демография», «Цифровая экономика» и др.).
6 Развитие профессиональных компетенций органично входит в модель деятельности подготовки специалиста по социальной работе с учетом специфики его конкретных функциональных обязанностей и социального контекста потенциала макро-, мезо-, микроуровня.

views: 206

Readers community rating: votes 0

1. Gordina O.V., Gordin A.I. Andragogika: uchebnoe posobie dlya vuzov. M.: Yurajt, 2022. 259 s.

2. Innovatsii v obrazovanii i sotsial'nom obsluzhivanii invalidov i lits pozhilogo vozrasta v protsesse ikh reabilitatsii v usloviyakh sotsial'noj neopredelennosti / pod red. d-ra ped. nauk S.S. Lebedevoj. SPb.: SPbGIPSR, 2022. 146 s.

3. Innovatsionnye tekhnologii sotsial'noj reabilitatsii i abilitatsii lits pozhilogo vozrasta i invalidov / S.M. Bezukh, V.M. Latushkina, S.S. Lebedeva [i dr.]. SPb.: Sankt-Peterburgskoe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj institut psikhologii i sotsial'noj raboty», 2021. 184 s.

4. Kudryavtseva M.E., Lebedeva S.S., Platonova Yu.Yu. Obrazovanie lyudej s invalidnost'yu v kontekste ispol'zovaniya strategicheskikh kommunikatsij v usloviyakh neopredelennosti // Chelovek i obrazovanie. 2022. № 1(70). C. 81-90.

5. Lebedeva S.S. Kudryavtseva M.E. Professional'naya deyatel'nost' invalidov kak faktor razvitiya obrazovaniya v inklyuzivnom sotsiume // DISKURS. 2022. T. 8. №2. S. 41-46.

6. Lebedeva S.S. Kul'turno-obrazovatel'nye programmy v razvitii vnutrennikh rezervov lichnosti grazhdan pozhilogo vozrasta // Uspekhi gerontologii. 2022. T.35, № 1. 158 s.

7. Lebedeva S.S., Rezinkina L.V., Kudryavtseva M.E., Kulikova E.A. Inklyuzivnye protsessy v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya lits s invalidnost'yu // Chelovek i obrazovanie. 2020. № 4(65). S. 50-46.

8. Maron A.E., Stepanova M.V., Reznikova A.V. Nepreryvnoe obrazovanie lyudej pensionnogo vozrasta: pedagogicheskaya model' // Chelovek i obrazovanie. 2018. № 3(56). S.106-110.

9. Onushkin V.G., Ogarev E.I. Obrazovanie vzroslykh: mezhdistsiplinarnyj slovar' terminologii. SPb.: IOV; Voronezh: VIPKRO, 1995. 231 s.

10. Osnovy andragogiki: uchebnik /pod red. I. A. Kolesnikovoj. M.: ACADEMA, 2007.

11. Platonova Yu.Yu. Formirovanie programm podgotovki sotsial'nykh rabotnikov v oblasti formirovaniya dostupnoj sredy dlya lits s invalidnost'yu // Sotsiolog: obrazovanie i professional'nye traektorii: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferentsii. XV Kovalevskie chteniya, Sankt-Peterburg, 25–27 noyabrya 2021 goda. SPb: OOO «Skifiya-print», 2021. S. 660-662.

12. Psikhologo-pedagogicheskie voprosy sovremennogo obrazovaniya: monografiya / red.kol.: Zh.V. Murzina, O.L. Bogatyreva. Cheboksary: Sreda, 2021. 172 s.

13. Pulturzhitskij Yu. Kontseptsiya nepreryvnogo obrazovaniya i ee znachenie // Andragog v otkrytom obschestve: materialy rossijsko-pol'skogo seminara / pod red. E. A. Sokolovskoj, T.V. Schadrinoj. SPb.; Irkutsk: Plock, 2000. S. 8-13.

14. Tekhnologii sotsial'nogo soprovozhdeniya invalidov trudosposobnogo vozrasta dlya integratsii ikh v trudovye otnosheniya: metodicheskie materialy / T.A. Aleksandrova, T.N. Zhukova, M.G. Dmitriev [i dr.]. SPb.: Sankt-Peterburgskoe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj institut psikhologii i sotsial'noj raboty», 2021. 50 s.

15. Shadrina T.V. Andragog kak animator i organizator obrazovaniya vzroslykh / Andragog v otkrytom obschestve: materialy rossijsko-pol'skogo seminara / pod red. E.A. Sokolovskoj, T.V. Shadrinoj. SPb.; Irkutsk: Plock, 2000. S. 100-103.

Система Orphus

Loading...
Up