Андрагогическая направленность образовательной подготовки специалиста социальной сферы в условиях реализации инновационных проектов

 
Код статьиS181570410023162-3-1
DOI10.54884/S181570410023162-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор кафедры теории и технологии социальной работы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор кафедры теории и технологии социальной работы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент кафедры управления социальной сферой
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы57-66
Аннотация

Статья раскрывает проблему, связанную с подготовкой специалистов социальной сферы в контексте андрагогической парадигмы. Опираясь на новый мировоззренческий дискурс в отношении маломобильных групп населения и групп, подверженных рискам социально-экономического плана, авторы видят в повышении профессиональной компетентности специалистов социальной сферы один из важнейших факторов решения этой проблемы. Показано, что в системе взаимодействия «специалист – получатель социальных услуг», среди которых имеются социально-педагогические услуги, значительное место занимают компетенции, требующие наличия знаний адрагогики как науки о теории, содержании и технологиях обучения взрослых. В связи с преодолением экстенсивного пути развития социальной политики и активизацией гражданских инициатив, использованием потенциала социальной среды особое внимание уделяется инновационным технологиям в социальной работе. Авторы ставят вопрос об исследовании направленности андрагогической деятельности с учетом инновационных направлений, активизирующихся в последние годы в целях преодоления обостряющихся проблем, связанных с социальной неопределенностью. В связи с этим авторы считают целесообразным предложить организацию проведения семинаров андрагогической направленности для специалистов социальной сферы.

Ключевые словаандрагогика, социальная работа, специалист социальной сферы, социальный работник, профессиональная подготовка, получатели социальных услуг
Получено21.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов19160
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Анализ нормативно-правовой базы, определяющей обязанности специалиста по социальной работе, свидетельствовал о том, что он должен выполнять ряд профессиональных функций и владеть комплексом общих универсальных и сугубо профессиональных компетенций, позволяющих успешно решать вопросы социальной практики.
2 Реализация социальными работниками этих компетенций на практике и использование передового опыта социальной работы с населением предполагают постоянное развитие профессионала в соответствии с требованиями времени к повышению уровня его социализации и научно-практической подготовки в новых условиях. Это положение могло быть реализовано лишь в условиях рассмотрения получателя социальных услуг как субъекта деятельности, развитие которого в значительной мере происходит под влиянием системы деятельности профессионалов по социальной работе, которые могут консультировать, информировать, убеждать и др., что предполагает его готовность выполнять определенные виды образовательной деятельности.
3 В этих условиях возрастает роль андрагогической направленности деятельности специалиста социальной сферы, и в связи с этим происходит уточнение и расширение его профессиональных позиций. Осмысление этих позиций комплексно, с научной точки зрения и практического опыта, дает возможность выявить, отрефлексировать, обосновать и актуализировать содержание компетенций, которые целесообразно формировать у будущих специалистов в процессе их обучения [1].
4 Решение задач по совершенствованию профессиональной деятельности специалистов происходит в сложных условиях профессиональной реальности, которая характеризуется рядом черт:
  • новыми вызовами в ситуации неопределенности, связанными с новыми требованиями и новыми социальными гарантиями в отношении определенных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите;
  • расширением социального пространства и возможностями использования его потенциала для решения социальных задач определенных социальных слоев, в том числе и средствами образования;
  • использованием инновационных технологий, требующих для своей реализации развития многообразных социальных связей и отношений междисциплинарного, межотраслевого, межведомственного характера;
  • цифровизацией всех основных сфер жизни, способствующей целостному видению социальных явлений и процессов.
5 Новая социальная ситуация потребовала активного поворота в сторону использования теории и практики андрагогической деятельности, что приводит к повышению уровня управляемости образовательной деятельностью специалистов и развитию интеграционных связей с социумом в контексте выполнения национальных проектов (национальные проекты «Демография», «Цифровая экономика» и др.).
6 Развитие профессиональных компетенций органично входит в модель деятельности подготовки специалиста по социальной работе с учетом специфики его конкретных функциональных обязанностей и социального контекста потенциала макро-, мезо-, микроуровня.

всего просмотров: 208

Оценка читателей: голосов 0

1. Гордина О.В., Гордин А.И. Андрагогика: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2022. 259 с.

2. Инновации в образовании и социальном обслуживании инвалидов и лиц пожилого возраста в процессе их реабилитации в условиях социальной неопределенности / под ред. д-ра пед. наук С.С. Лебедевой. СПб.: СПбГИПСР, 2022. 146 с.

3. Инновационные технологии социальной реабилитации и абилитации лиц пожилого возраста и инвалидов / С.М. Безух, В.М. Латушкина, С.С. Лебедева [и др.]. СПб.: Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», 2021. 184 с.

4. Кудрявцева М.Е., Лебедева С.С., Платонова Ю.Ю. Образование людей с инвалидностью в контексте использования стратегических коммуникаций в условиях неопределенности // Человек и образование. 2022. № 1(70). C. 81-90.

5. Лебедева С.С. Кудрявцева М.Е. Профессиональная деятельность инвалидов как фактор развития образования в инклюзивном социуме // ДИСКУРС. 2022. Т. 8. №2. С. 41-46.

6. Лебедева С.С. Культурно-образовательные программы в развитии внутренних резервов личности граждан пожилого возраста // Успехи геронтологии. 2022. Т.35, № 1. 158 с.

7. Лебедева С.С., Резинкина Л.В., Кудрявцева М.Е., Куликова Е.А. Инклюзивные процессы в системе непрерывного образования лиц с инвалидностью // Человек и образование. 2020. № 4(65). С. 50-46.

8. Марон А.Е., Степанова М.В., Резникова А.В. Непрерывное образование людей пенсионного возраста: педагогическая модель // Человек и образование. 2018. № 3(56). С.106-110.

9. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.: ИОВ; Воронеж: ВИПКРО, 1995. 231 с.

10. Основы андрагогики: учебник /под ред. И. А. Колесниковой. М.: ACADEMA, 2007.

11. Платонова Ю.Ю. Формирование программ подготовки социальных работников в области формирования доступной среды для лиц с инвалидностью // Социолог: образование и профессиональные траектории: материалы Всероссийской научной конференции. XV Ковалевские чтения, Санкт-Петербург, 25–27 ноября 2021 года. СПб: ООО «Скифия-принт», 2021. С. 660-662.

12. Психолого-педагогические вопросы современного образования: монография / ред.кол.: Ж.В. Мурзина, О.Л. Богатырева. Чебоксары: Среда, 2021. 172 с.

13. Пултуржицкий Ю. Концепция непрерывного образования и ее значение // Андрагог в открытом обществе: материалы российско-польского семинара / под ред. Е. А. Соколовской, Т.В. Щадриной. СПб.; Иркутск: Plock, 2000. С. 8-13.

14. Технологии социального сопровождения инвалидов трудоспособного возраста для интеграции их в трудовые отношения: методические материалы / Т.А. Александрова, Т.Н. Жукова, М.Г. Дмитриев [и др.]. СПб.: Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», 2021. 50 с.

15. Шадрина Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых / Андрагог в открытом обществе: материалы российско-польского семинара / под ред. Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. СПб.; Иркутск: Plock, 2000. С. 100-103.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх