The Development of Learner Autonimity of Linguistic Students

 
PIIS181570410023129-6-1
DOI10.54884/S181570410023129-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of Department of Modern Languages and Communication
Affiliation: National University of Science and Technology MISiS
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Student
Affiliation: National University of Science and Technology MISiS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages138-146
Abstract

One of the reasons for the change in the age range, and in particular for the extension of the age of youth, is the increase in infantilism documented by the World Health Organization. Young people are less willing to take responsibility in various spheres of life. The same applies to education. The problem of development of students' learner autonomy in teaching a foreign language is relevant, because at the level of higher education students experience difficulties in organizing an individual educational process based on their features and needs. School education does not provide students with the opportunity to control the organization and content of the educational process, which leads to an insufficient level of learner autonomy. Future students are unable to independently make decisions concerning the ways of learning a foreign language, as well as to take responsibility for the results of these decisions with subsequent self-reflection and correction of the educational process. As a result of the inability to independently set objectives considering educational outcomes and achieve them, foreign language learning for students is difficult, insufficiently individualized and, accordingly, ineffective. The article analyzes foreign and domestic views on the concepts of «learner autonomy» and «learner autonomity» and formulates the criteria for assessing the level of its formation. The result of the research is the developed model, which will allow to develop learning autonomy of university students on the basis of the process of teaching any of the aspects of a foreign language.

Keywordslearner autonimity, learner autonomy, teaching model, linguistic training, quality of education
Received18.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters16071
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Одной из актуальных проблем современного общества является рост инфантилизма молодежи. Об этом свидетельствует тот факт, что ВОЗ продлил возраст молодости до 45 лет. Вопрос инфантилизма поднимается и в отечественных научных работах. Например, в своем совместном социологическом исследовании Ж.В. Пузанова, Т.И. Ларина и А.Г. Тертышникова отмечают среди признаков инфантилизма «неспособность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия» [1].
2 Данная проблема затрагивает в том числе и сферу образования, так как инфантилизм свидетельствует о низком уровне сформированности учебной автономности студентов. После школы, где возможность брать на себя решения о способах организации и содержании учебного процесса не предоставлялась регулярно, студенты испытывают трудности при обучении в университетах, где большая ставка делается на самостоятельное изучение материалов. Эти трудности, по мнению авторов данной статьи, заключаются в неумении эффективно организовывать автономную образовательную деятельность.
3 Данное исследование ставит перед собой задачу разработать модель развития уровня учебной автономности студентов. Под моделью понимается система заданий, включающая в себя дидактическую основу и педагогические техники, которые используются в течение определенного временного периода. К дидактической основе относятся методы организации образовательного процесса. Педагогические техники включают в себя средства и приемы, которые реализуются в образовательном процессе.
4 Ход и результаты исследования. Как концепт учебная автономия при изучении иностранного языка появилась относительно недавно. Термин ввел А. Голец, который в своей работе 1981 года давал следующее определение: «способность брать ответственность за собственное обучение» [2]. Его работы по изучению учебной автономии получили широкое распространение и признание в западном научном сообществе.
5 Анализируя труды, развивающие концепт, который предложил А. Голец, А. Ивановска приходит к следующему заключению: учебная автономность является качеством, позволяющим наиболее эффективно организовать внеклассный образовательный процесс и максимально использовать доступные ресурсы [3]. Принимая решения о том, как организовать процесс обучения иностранному языку, а также что и в каком порядке изучать, студент реализует свои индивидуальные возможности и способности к обучению.
6 Автономия в отечественной науке. После проведения анализа литературы, касающейся истории советской педагогики, было обнаружено отсутствие упоминания учебной автономии, и, соответственно, ее рассмотрение как концепции не представлялось возможным. К такому же выводу приходят различные ученые постсоветского пространства – несмотря на свое активное развитие на Западе, учебная автономия не получила должного внимания в советской педагогике [4]. Исследователи А. Даниленко и И. Космидис в своей работе связывают невозможность рассмотрения и внедрения данного концепта с доминирующей ориентацией на идеологию коллективизма, которая противопоставлялась идеям индивидуализма. Кроме того, отмечается, что затруднения при обмене знаниями об учебной автономии вызывала политическая изолированность СССР от стран, в которых данный концепт активно развивался [4].

views: 200

Readers community rating: votes 0

1. Puzanova Zh.V., Larina T.I., Tertyshnikova A.G. Infantilizatsiya molodezhi: metodologicheskij podkhod k izmereniyu // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. 2021. T. 2. №. 3. S. 444-456.

2. Holec H. Autonomy in foreign language learning. Oxford: Pergamon, 1981. 87 p.

3. Ivanovska B. Learner autonomy in foreign language education and in cultural context // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 352-356.

4. Danilenko A. et al. Learner autonomy in modern higher education // SHS Web of Conferences. EDP Sciences. 2018. Vol. 48. Pr. 1-22.

5. Vinokurova O.A. Psikhologo-pedagogicheskaya podgotovka studentov kak uslovie aktualizatsii v professional'nom samosovershenstvovanii: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01. Khabarovsk, 1999. 232 s.

6. Gajnullina A.D., Mishina E.Yu. The European higher education area: The features of the implementation of the Bologna process in Russia // Sotsial'no-gumanitarnye problemy obrazovaniya i professional'noj samorealizatsii» (Sotsial'nyj inzhener-2019): sbornik materialov Vserossijskoj konferentsii molodykh issledovatelej s mezhdunarodnym uchastiem, Moskva, 11-13 dekabrya 2019 goda. S. 233-237.

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj zakon № 273-FZ: tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 1 marta 2022 goda: prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 21 dekabrya 2012 goda. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrascheniya: 14.05.2022).

8. Kuznetsov A.N. Uchet trebovanij sotsial'no-professional'noj sredy kak printsip professional'noj lingvodidaktiki i osnova proektirovaniya OOP vuza // Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V.P. Goryachkina». 2012. № 4-2(55). S. 38-42.

9. Abrosimova G.A., Kondrat'eva I.G. Onlajn distantsionnoe obuchenie yazyku: uchebnaya avtonomiya studentov // Vestnik NTsBZhD. 2018. №. 3. S. 5-10.

10. Demidova I.A., Rozhkova O.E. Razvitie uchebnoj avtonomii bakalavrov lingvistiki v protsesse samoobucheniya inostrannomu yazyku // Gumanitarnye tekhnologii v sovremennom mire. 2018. S. 102-106.

11. Little, D. Learner autonomy 1: definitions, issues and problems. Dublin: Authentik, 1991. 175 p.

12. Little D., Dam L., Legenhausen L. Language learner autonomy // Language Learner Autonomy. Multilingual Matters. January. 2017. Pr. 1-21.

13. Nasonova E.A. Razvitie uchebnoj avtonomii studentov neyazykovykh vuzov pri obuchenii inoyazychnomu obscheniyu // Vestnik gumanitarnogo fakul'teta Ivanovskogo gosudarstvennogo khimiko-tekhnologicheskogo universiteta. 2009. T. 4. S. 318-322.

14. Samostoyatel'naya rabota studentov: problemy i opyt / A. Verbitskij [i dr.] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1995. №. 2. S. 137-145.

15. Milyutinskaya N.Yu. Avtonomnaya uchebnaya deyatel'nost' v inoyazychnom obrazovanii (teoriya i praktika): monografiya / pod red. N.M. Platonenko. Izhevsk: Udmurtskij universitet, 2011. 266 s.

16. Sapozhnikova O.S. K voprosu opredeleniya urovnya sformirovannosti avtonomnosti studentov neyazykovykh vuzov pri obuchenii inostrannomu yazyku // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. №. 4 (227). S. 52-58.

Система Orphus

Loading...
Up