Развитие учебной автономности у студентов-лингвистов

 
Код статьиS181570410023129-6-1
DOI10.54884/S181570410023129-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий
Аффилиация: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: студент
Аффилиация: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы138-146
Аннотация

Одной из причин изменения возрастных рамок, а в частности продления возраста молодости, является зафиксированный ВОЗ рост инфантилизма. Молодые люди все меньше готовы брать на себя ответственность в разных сферах жизни. Это же касается и образования. Проблема развития учебной автономности студентов при обучении иностранному языку представляется актуальной, поскольку на уровне высшего образования они испытывают трудности с организацией индивидуального образовательного процесса с опорой на свои особенности и потребности. Школьное образование не предоставляет обучающимся возможности контролировать организацию и содержание образовательного процесса, что приводит к недостаточному уровню сформированности учебной автономности. Будущие студенты оказываются неспособны независимо принимать решения, касающиеся способов изучения иностранного языка, а также брать на себя ответственность за результаты этих решений с последующей саморефлексией и корректировкой образовательного процесса. В результате неспособности самостоятельно ставить задачи по достижению образовательных результатов и достигать их обучение студентов иностранному языку представляется затруднительным, недостаточно индивидуализированным и, соответственно, неэффективным. В статье проанализированы зарубежные и отечественные взгляды на понятия «учебная автономия» и «учебная автономность», а также сформулированы критерии оценки уровня ее сформированности. Результатом исследования является разработанная технология, которая позволит развить учебную автономность обучающихся вузов на основе процесса обучения какому-либо из аспектов иностранного языка.

Ключевые словаучебная автономность, учебная автономия, подготовка лингвистов, качество образования
Получено18.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов16071
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Одной из актуальных проблем современного общества является рост инфантилизма молодежи. Об этом свидетельствует тот факт, что ВОЗ продлил возраст молодости до 45 лет. Вопрос инфантилизма поднимается и в отечественных научных работах. Например, в своем совместном социологическом исследовании Ж.В. Пузанова, Т.И. Ларина и А.Г. Тертышникова отмечают среди признаков инфантилизма «неспособность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия» [1].
2 Данная проблема затрагивает в том числе и сферу образования, так как инфантилизм свидетельствует о низком уровне сформированности учебной автономности студентов. После школы, где возможность брать на себя решения о способах организации и содержании учебного процесса не предоставлялась регулярно, студенты испытывают трудности при обучении в университетах, где большая ставка делается на самостоятельное изучение материалов. Эти трудности, по мнению авторов данной статьи, заключаются в неумении эффективно организовывать автономную образовательную деятельность.
3 Данное исследование ставит перед собой задачу разработать модель развития уровня учебной автономности студентов. Под моделью понимается система заданий, включающая в себя дидактическую основу и педагогические техники, которые используются в течение определенного временного периода. К дидактической основе относятся методы организации образовательного процесса. Педагогические техники включают в себя средства и приемы, которые реализуются в образовательном процессе.
4 Ход и результаты исследования. Как концепт учебная автономия при изучении иностранного языка появилась относительно недавно. Термин ввел А. Голец, который в своей работе 1981 года давал следующее определение: «способность брать ответственность за собственное обучение» [2]. Его работы по изучению учебной автономии получили широкое распространение и признание в западном научном сообществе.
5 Анализируя труды, развивающие концепт, который предложил А. Голец, А. Ивановска приходит к следующему заключению: учебная автономность является качеством, позволяющим наиболее эффективно организовать внеклассный образовательный процесс и максимально использовать доступные ресурсы [3]. Принимая решения о том, как организовать процесс обучения иностранному языку, а также что и в каком порядке изучать, студент реализует свои индивидуальные возможности и способности к обучению.
6 Автономия в отечественной науке. После проведения анализа литературы, касающейся истории советской педагогики, было обнаружено отсутствие упоминания учебной автономии, и, соответственно, ее рассмотрение как концепции не представлялось возможным. К такому же выводу приходят различные ученые постсоветского пространства – несмотря на свое активное развитие на Западе, учебная автономия не получила должного внимания в советской педагогике [4]. Исследователи А. Даниленко и И. Космидис в своей работе связывают невозможность рассмотрения и внедрения данного концепта с доминирующей ориентацией на идеологию коллективизма, которая противопоставлялась идеям индивидуализма. Кроме того, отмечается, что затруднения при обмене знаниями об учебной автономии вызывала политическая изолированность СССР от стран, в которых данный концепт активно развивался [4].

всего просмотров: 291

Оценка читателей: голосов 0

1. Пузанова Ж.В., Ларина Т.И., Тертышникова А.Г. Инфантилизация молодежи: методологический подход к измерению // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 2. №. 3. С. 444-456.

2. Holec H. Autonomy in foreign language learning. Oxford: Pergamon, 1981. 87 p.

3. Ivanovska B. Learner autonomy in foreign language education and in cultural context // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 352-356.

4. Danilenko A. et al. Learner autonomy in modern higher education // SHS Web of Conferences. EDP Sciences. 2018. Vol. 48. Pр. 1-22.

5. Винокурова О.А. Психолого-педагогическая подготовка студентов как условие актуализации в профессиональном самосовершенствовании: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 1999. 232 с.

6. Гайнуллина А.Д., Мишина Е.Ю. The European higher education area: The features of the implementation of the Bologna process in Russia // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации» (Социальный инженер-2019): сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 11-13 декабря 2019 года. С. 233-237.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 1 марта 2022 года: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.05.2022).

8. Кузнецов А.Н. Учет требований социально-профессиональной среды как принцип профессиональной лингводидактики и основа проектирования ООП вуза // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2012. № 4-2(55). С. 38-42.

9. Абросимова Г.А., Кондратьева И.Г. Онлайн дистанционное обучение языку: учебная автономия студентов // Вестник НЦБЖД. 2018. №. 3. С. 5-10.

10. Демидова И.А., Рожкова О.Е. Развитие учебной автономии бакалавров лингвистики в процессе самообучения иностранному языку // Гуманитарные технологии в современном мире. 2018. С. 102-106.

11. Little, D. Learner autonomy 1: definitions, issues and problems. Dublin: Authentik, 1991. 175 p.

12. Little D., Dam L., Legenhausen L. Language learner autonomy // Language Learner Autonomy. Multilingual Matters. January. 2017. Pр. 1-21.

13. Насонова Е.А. Развитие учебной автономии студентов неязыковых вузов при обучении иноязычному общению // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2009. Т. 4. С. 318-322.

14. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / А. Вербицкий [и др.] // Высшее образование в России. 1995. №. 2. С. 137-145.

15. Милютинская Н.Ю. Автономная учебная деятельность в иноязычном образовании (теория и практика): монография / под ред. Н.М. Платоненко. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 266 с.

16. Сапожникова О.С. К вопросу определения уровня сформированности автономности студентов неязыковых вузов при обучении иностранному языку // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. №. 4 (227). С. 52-58.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх