Учебные тексты как фактор управления цифровой трансформацией университета

 
Код статьиS181570410023125-2-1
DOI10.54884/S181570410023125-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры математики, теории и методики обучения математике
Аффилиация: Томский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Томск
Должность: директор офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок
Аффилиация: Томский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Томск
Должность: доцент кафедры математики, теории и методики обучения математике
Аффилиация: Томский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Томск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы127-137
Аннотация

Цифровая трансформация является глобальной движущей силой развития современного общества, включая отрасль образования. Реагируя на социальную потребность государства и общества, современные университеты становятся акторами цифровой трансформации образования. При этом успешность управления цифровой трансформацией на уровне университетов определяется не только развитием цифровой инфраструктуры и овладением педагогами цифровыми технологиями. Исследования показали, что цифровая трансформация образования связана с созданием и распространением учебного контента, а именно развивающих учебных текстов (печатных и цифровых), что сложно реализуемо без хорошего знания теории и практики построения учебных текстов, выбора педагогом учебных текстов, управления с их помощью учебной деятельностью и построения индивидуального образовательного опыта учащихся. В этой связи высоко значимой является текстовая компетентность будущих и действующих педагогов. Цель статьи – выявление факторов управления цифровой трансформацией университетов, в частности, роли учебных текстов и текстовой компетентности в создании контента, позволяющего организовать самоуправление учебной деятельностью учащихся. Методы исследования: изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, анализ практики конструирования контента, экспертная оценка различных типов учебных текстов с точки зрения их возможностей в самоорганизации учебной деятельности. В статье показано влияние учебных текстов на методологию профессиональной деятельности педагога, его профессиональные ценности. Было выявлено, что разные учебные тексты задают разные способы управления учебной деятельностью, работа с этими текстами влияет на образовательный опыт учащихся. Сформулированы рекомендации для педагогических университетов.

Ключевые словаучебные тексты, управление учебной деятельностью, цифровая трансформация, образовательный опыт учащихся, университет
Получено18.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов21616
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Усиленное внимание государства, общества, исследователей и управленцев в последнее десятилетие сосредоточено на цифровой трансформации, в том числе и в сфере образования. Публикационная активность тематики цифровой трансформации образования в 2019–2021 гг. объясняется глобальной организацией воспитательно-образовательного процесса в дистанционном формате с использованием возможностей цифровых платформ, облачных технологий, электронных библиотечных ресурсов, сайтов и иных цифровых технологий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
2 Исследователи этой области сосредоточили свое внимание преимущественно на цифровых технологиях и их внедрении. Помимо традиционных цифровых технологий (онлайн-сервисы, онлайн-курсы, цифровые инструменты и материалы) исследуются современные цифровые технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн и Big Data [1].
3 Университеты России принимали и принимают непосредственное участие в реализации проектов, направленных на освоение педагогами ИКТ-технологий и цифровой грамотности, развитие электронных библиотек, создание единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, формирование цифровой образовательной среды. Вслед за бизнесом вводится должность ответственного лица за цифровую трансформацию в университетах.
4 Цифровая трансформация образования связана с изменением процессов, организационных структур, продуктов и взаимодействий. Возникают проблемы, связанные с интеграцией различных форм представления информации, с выбором и конструированием контента, создающего условия для интеллектуального развития и формирования универсальных действий. В связи с этим актуальным становится усовершенствование способов управления образовательной организацией, в том числе университетом. Целью исследования является выявление факторов управления цифровой трансформации в университете, в частности, роли учебных текстов и текстовой компетентности для создания контента, способствующего развитию самоорганизации учебной деятельности.
5 Материалы и методы. Изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования и анализ практики конструирования контента. Экспертная оценка различных типов учебных текстов с точки зрения их возможности в самоорганизации учебной деятельности.
6 Результаты. Анализ статей, представленных в базах eLibrary и Scopus, позволяет сделать вывод о том, что существующие исследования выделяют список факторов управления цифровой трансформацией организаций в целом и университетов в частности.
7 В цифровую эпоху изменились деятельности, в которых университет должен быть активным. Помимо традиционных деятельностей, к которым относятся образовательная, исследовательская и финансовая, университеты активно вовлекаются в удовлетворение социальных потребностей региона, решение социально значимых потребностей общества, что именуется как реализация третьей миссии университета [2, с. 1, 3]. Кроме того, решение таких задач, как качественное и доступное образование, обеспечение ускорения внедрения научных разработок в экономику и достижение импортонезависимости страны, стимулирует университеты осваивать коммерческую и производственную деятельность посредством коммерциализации образовательных и научно-технических разработок.

всего просмотров: 172

Оценка читателей: голосов 0

1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.]. М.: ВШЭ, 2019. 343 с.

2. Bellandi, M, Donati, L. and Cataneo, A. (2021) Social innovation governance and the role of universities: Cases of quadruple helix partnerships in Italy. Technological Forecasting and Social Change, vol. 164. URL: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120518 (дата обращения: 04.05.2022).

3. Черная И.П., Мальцева Г.И. Социальная цифровая ответственность в структуре инноваций цифровой трансформации современных университетов // Инновации и современное общество: сохраняя прошлое, создаем будущее: моногр. Пенза: Наука и Просвещение. 2020. С. 55-60.

4. Bonnet D., Westerman G. The New Elements of Digital Transformation // MIT Sloan Management Review. 2021, № 62(2), рр. 83–89. URL: https://sloanreview.mit.edu/article/the-new-elements-of-digital-transformation (дата обращения: 04.05.2022).

5. Мирошниченко М.А. Устойчивое развитие человеческого капитала – главный приоритет в цифровой трансформации // Управление инновационной экосистемой региона и коммерциализацией нововведений. Организационное, аналитическое и информационно-документационное сопровождение деятельности инфраструктуры: Сборник трудов V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. С. 42-50.

6. Kuzu O.H. Digital Transformation in Higher Education: A Case Study on Strategic Plans // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 9-23.

7. Поздеева С.И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (21). С. 91-96.

8. Казакова Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 8-14.

9. Москалев М.Г., Носова А.Д., Газизов Т.Т. Цифровые образовательные ресурсы в работе педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2022. Вып. 2 (220). С. 77-85.

10. Нетесова О.С. Проект «Техноволонтеры Просвещения» Томского государственного педагогического университета как решение проблем цифровой трансформации образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 2 (36). С. 75-80.

11. Дмитриев И.В., Субботина О.В., Кравченко С.В. Подготовка специалиста по выстраиванию образовательных траекторий на цифровой платформе (в рамках реализации мероприятий по формированию региональной модели дополнительного образования «Территория интеллекта») // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 74-82.

12. Boyer S.L., Edmondson D.R., Artis A.B., Fleming D. Self-Directed Learning: A Tool for Lifelong Learning // Journal of Marketing Education. 2014. Vol. 36(1). Pр. 20–32. URL: https://doi.org/10.1177/0273475313494010 (дата обращения: 04.05.2022).

13. Поздеева С.И. Профессиональное развитие педагога как ответ на внешние актуальные вызовы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 2 (62). С. 40-47.

14. Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие / пер. с англ. Н.М. Тылевич, А.А. Архиповой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 591 с.

15. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 200 с.

16. Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Подстригич А.Г. Типология развивающих учебных текстов (на примере школьной математики) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 3 (200). С. 27-34.

17. Матушкина З.П. Учимся решать задачи: Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2019. 171 с.

18. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2014. 304 с.

19. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2018. 328 с.

20. Гельфман Э.Г., Гриншпон С.Я., Демидова Л.Н. и др. Математика: учебная книга и практикум для 6 класса: в 2 ч. Ч. 1. Делимость чисел. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 184 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх