Пророческое призвание Вл.С. Соловьева в оценке С.Л. Франка

 
Код статьиS023620070000321-0-1
DOI10.31857/S023620070000321-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры русской и зарубежной литературы Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
Аффилиация: Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Название журналаЧеловек
ВыпускВыпуск №4
Страницы138-150
Аннотация

Статья написана на основе новых (2017) публикаций о рецепции творческого наследия Вл.С. Соловьева С.Л. Франком — материалов к составленной последним “Антологии Соловьева” (1950) и его <“Трех бесед о Владимире Соловьеве”> на радио BBC (1949). Франк приходит к мысли, что Соловьев был наделен пророческим даром, способным предсказывать события близкого и отдаленного будущего (“Три разговора”). Эсхатологические мотивы Соловьева последних лет его жизни нашли особый отклик у Франка в послевоенные годы и очень актуальны сегодня. Пророк выступает посланником Божием с вестью о мировой катастрофе, конце истории и “Втором пришествии”. Франка прежде всего интересовали “религиозные выводы” из соловьевских предвидений. 

Ключевые слова Вл.С. Соловьев, С.Л. Франк, русская религиозная философия, рецепция, пророческое призвание, эсхатология.
Получено29.09.2018
Дата публикации03.10.2018
Кол-во символов33924
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Тема “С.Л. Франк и Вл. С. Соловьев” многоаспектна и нуждается в кропотливом обнаружении и исследовании новых источников, не исключая традиционного сопоставления философских систем и мотивов (как в работах В.В. Зеньковского, П.П. Гайденко, И.И. Евлампиева, В.К. Кантора, Н.В. Мотрошиловой, Г.Е. Аляева, Т. Оболевич, Е.Н. Долгих). Франк в разные годы то проявлял поразительную солидарность с идеями Соловьева, то расходился с ними, но всегда особенно пристально вникал в его философские интуиции. Под конец жизни это сложное “сродство” было отмечено Франком в “Предисловии” к книге “Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия” (1949) в «оправдании идеи “Богочеловечности”» [18], христианского гуманизма, неразрывной связи веры в Иисуса Христа с верой в человека. “Бессознательность” “влияния”, подмеченная философом, на самом деле парадоксально определялась систематическим изучением соловьевского творческого наследия в разные периоды жизни Франка, критическим настроем.
2 Явление самостоятельной русской философии относится к 1880-м годам, когда Вл.C. Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Л.М. Лопатин и другие мыслители занялись философским оформлением сложившейся в России религиозно-общественной мысли, богословских и философско9исторических идей, духовного содержания русской литературы. Соловьев в этом наметившемся философском синтезе накопленных учений и интуиций был фигурой универсальной, соединив прошлое и настоящее русской мысли. Для Франка важно, что Соловьев не может быть назван чистым философом: в его натуре сочетались религиозно-мистические элементы, способность творить поэтические образы, общественные устремления и только лишь отчасти присутствовала теоретическая философская мысль. Соловьев пытался систематически осмыслить религиозное мировоззрение, “догматы веры”, но в полной мере сделать всего не успел, оставив после себя множество идей, прозрений, которые еще предстояло теоретически развить и систематизировать. Франк, как и другие русские философы первой половины ХХ века, взялся за эту работу, стремясь преодолеть образовавшийся зазор между исповеданием веры и философским достоинством человеческого разума.
3 Первый период увлечения Франка Соловьевым прошел, как известно, под знаком работы над магистерской диссертацией “Предмет знания” (1915): “Говоря словами самого Соловьева: быть философом — значит иметь систему цельного знания, т.е. обладать своей собственной верой и уметь оправдать ее как знание” [19, с. 387].
4 Франк идет, казалось бы, соловьевской дорогой, соединяя мистику, религию, науку, искусство в религиозную философию и признавая живое знание (традиция “живознания” славянофилов), “конкретное всеединство”. Он выбирает самый трудный и почти неосуществимый путь философствования, объединяющий философское умозрение и религиозную веру. Продолжая традицию платонизма в философии, мыслитель все больше занимается апологетикой христианства.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1619

Оценка читателей: голосов 0

1. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

2. Вл. Соловьев: pro et contra: Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследований: антология: в 2 т. СПб.: РХГИ, 2000. Т. 1; 2002. Т. 2. (Ссылки на том приведены в тексте статьи.)

3. Гапоненков А.А. Архив Вл. С. Соловьева в Саратове // Н.Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы: сб. науч. тр. Саратов: Техно-Декор, 2015. Вып. 20. С. 109.

4. Гапоненков А.А. Религиозная философия Вл.С. Соловьева в рецепции С.Л. Франка. Франк С.Л. // Вопр. философии. 2017. № 6. С. 105–121.

5. Евлампиев И.И. Жизненная драма Владимира Соловьева // Вопр. философии. 2011. № 2. С. 138.

6. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М.: РОССПЭН, 2009. С. 397.

7. Котрелев Н.В. Эсхатология у Владимира Соловьева (К истории “Трех разговоров”) // Эсхатологический сборник. СПб.: Алетейя, 2006. URL : www.intelros.ru/subject/eshatalog/185nikolajj_kotreljov_jeskhatologija_u_vladimira_soloveva.html

8. Лобье П. де. Эсхатология / пер. с фр. Н. Зубкова. М.: Астрель; Аст, 2004. С. 133.

9. Роднянская И. Конец истории и “окончательный взгляд на церковный вопрос”: К строению “Трех разговоров” // Гальцева Р., Роднянская И. К портретам русских мыслителей. М.: Петроглиф; Патриаршее подворье храма-домового мц. Татианы при МГУ, 2012. С. 193.

10. Соловьев Вл. Панмонголизм // Вопр. Жизни. 1905. № 8. С. 27–28.

11. Соловьев Вл. Под пальмами: Три разговора о мирных и военных делах // Книжки Недели. 1899. № 10–11; 1900. № 1–2.

12. Соловьев В.С. Три разговора. СПб.: Труд, 1900.

13. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2.

14. Степанов А.Н. “Три разговора” Вл. Соловьева: вопросы публикации, жанрового своеобразия и композиционной целостности // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьева: Материалы междунар. конф. 14–15 февр. 2003 г. Сер. “Symposium”. Вып. 32. СПб.: Санкт-Петерб. филос. о9во, 2003. С. 378–383.

15. Флоровский Г. Пути русского богословия. P.: Ymca9press, 1983. С. 466.

16. Франк С.Л. Из истории русской философской мысли конца XIX и начала ХХ века: Антология / посмерт. ред. В.С. Франка. Wash.: Inter-Language Literary Associates, 1965. С. 65.

17. Франк С.Л. [Материалы о Вл. Соловьеве, написанные в связи с подготовкой “Антологии Соловьева”] / подг. текста и примеч. Г.А. Аляева // Соловьевские исследования. Иваново, 2017. Вып. 1(53).

18. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. С. 208.

19. Франк С.Л. Русское мировоззрение / сост. и отв. ред. А.А. Ермичев. СПб.: Наука, 1996.

20. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990.

21. Шестов Л. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 383.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх