Educational Texts as a Factor in Managing the Digital Transformation of the University

 
PIIS181570410023125-2-1
DOI10.54884/S181570410023125-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Mathematics, Theory and Methods of Teaching Mathematics
Affiliation: Tomsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Tomsk
Occupation: Director of the Office of commercialization of educational, scientific and technological developments
Affiliation: Tomsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Tomsk
Occupation: Associate Professor of the Department of Mathematics, Theory and Methods of Teaching Mathematics
Affiliation: Tomsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Tomsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages127-137
Abstract

Digital transformation is a global driving force for the development of modern society, including the education sector. Responding to the social needs of the state and society, modern universities are becoming actors in the digital transformation of education. At the same time, the success of digital transformation management at the university level is determined not only by the development of digital infrastructure and the teachers mastery of digital technologies. Our research has shown that the digital transformation of education is associated with the creation and dissemination of educational content, namely developing educational texts (printed and digital), which is difficult to implement without a good knowledge of the theory and practice of constructing educational texts, choosing educational texts by a teacher, managing educational activities with their help and building an individual educational experience of students. In this regard, the textual competence of future and current teachers is highly significant. The aim is to identify the management factors of the digital transformation of universities, in particular, the role of educational texts and textual competence for creating content that allows students to organize self–management of educational activities. Research methods: study and analysis of philosophical, psychological, pedagogical and methodological literature on the problem of research and analysis of the practice of content design. Expert evaluation of various types of educational texts in terms of their ability to self-organize educational activities.The article shows the influence of educational texts on the methodology of professional activity of a teacher, his professional values. It was revealed that different educational texts create different ways of managing educational activities, working with these texts affects the educational experience of students. Recommendations for pedagogical universities are formulated.

Keywordseducational texts, management of educational activities, digital transformation, student learning experience, university
Received18.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters21616
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Усиленное внимание государства, общества, исследователей и управленцев в последнее десятилетие сосредоточено на цифровой трансформации, в том числе и в сфере образования. Публикационная активность тематики цифровой трансформации образования в 2019–2021 гг. объясняется глобальной организацией воспитательно-образовательного процесса в дистанционном формате с использованием возможностей цифровых платформ, облачных технологий, электронных библиотечных ресурсов, сайтов и иных цифровых технологий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
2 Исследователи этой области сосредоточили свое внимание преимущественно на цифровых технологиях и их внедрении. Помимо традиционных цифровых технологий (онлайн-сервисы, онлайн-курсы, цифровые инструменты и материалы) исследуются современные цифровые технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн и Big Data [1].
3 Университеты России принимали и принимают непосредственное участие в реализации проектов, направленных на освоение педагогами ИКТ-технологий и цифровой грамотности, развитие электронных библиотек, создание единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, формирование цифровой образовательной среды. Вслед за бизнесом вводится должность ответственного лица за цифровую трансформацию в университетах.
4 Цифровая трансформация образования связана с изменением процессов, организационных структур, продуктов и взаимодействий. Возникают проблемы, связанные с интеграцией различных форм представления информации, с выбором и конструированием контента, создающего условия для интеллектуального развития и формирования универсальных действий. В связи с этим актуальным становится усовершенствование способов управления образовательной организацией, в том числе университетом. Целью исследования является выявление факторов управления цифровой трансформации в университете, в частности, роли учебных текстов и текстовой компетентности для создания контента, способствующего развитию самоорганизации учебной деятельности.
5 Материалы и методы. Изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования и анализ практики конструирования контента. Экспертная оценка различных типов учебных текстов с точки зрения их возможности в самоорганизации учебной деятельности.
6 Результаты. Анализ статей, представленных в базах eLibrary и Scopus, позволяет сделать вывод о том, что существующие исследования выделяют список факторов управления цифровой трансформацией организаций в целом и университетов в частности.
7 В цифровую эпоху изменились деятельности, в которых университет должен быть активным. Помимо традиционных деятельностей, к которым относятся образовательная, исследовательская и финансовая, университеты активно вовлекаются в удовлетворение социальных потребностей региона, решение социально значимых потребностей общества, что именуется как реализация третьей миссии университета [2, с. 1, 3]. Кроме того, решение таких задач, как качественное и доступное образование, обеспечение ускорения внедрения научных разработок в экономику и достижение импортонезависимости страны, стимулирует университеты осваивать коммерческую и производственную деятельность посредством коммерциализации образовательных и научно-технических разработок.

views: 169

Readers community rating: votes 0

1. Trudnosti i perspektivy tsifrovoj transformatsii obrazovaniya / A.Yu. Uvarov, Eh. Gejbl, I.V. Dvoretskaya [i dr.]. M.: VShEh, 2019. 343 s.

2. Bellandi, M, Donati, L. and Cataneo, A. (2021) Social innovation governance and the role of universities: Cases of quadruple helix partnerships in Italy. Technological Forecasting and Social Change, vol. 164. URL: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120518 (data obrascheniya: 04.05.2022).

3. Chernaya I.P., Mal'tseva G.I. Sotsial'naya tsifrovaya otvetstvennost' v strukture innovatsij tsifrovoj transformatsii sovremennykh universitetov // Innovatsii i sovremennoe obschestvo: sokhranyaya proshloe, sozdaem buduschee: monogr. Penza: Nauka i Prosveschenie. 2020. S. 55-60.

4. Bonnet D., Westerman G. The New Elements of Digital Transformation // MIT Sloan Management Review. 2021, № 62(2), rr. 83–89. URL: https://sloanreview.mit.edu/article/the-new-elements-of-digital-transformation (data obrascheniya: 04.05.2022).

5. Miroshnichenko M.A. Ustojchivoe razvitie chelovecheskogo kapitala – glavnyj prioritet v tsifrovoj transformatsii // Upravlenie innovatsionnoj ehkosistemoj regiona i kommertsializatsiej novovvedenij. Organizatsionnoe, analiticheskoe i informatsionno-dokumentatsionnoe soprovozhdenie deyatel'nosti infrastruktury: Sbornik trudov V Vserossijskoj (natsional'noj) nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj universitet, 2021. S. 42-50.

6. Kuzu O.H. Digital Transformation in Higher Education: A Case Study on Strategic Plans // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. T. 29. № 3. S. 9-23.

7. Pozdeeva S.I. Sovmestnaya deyatel'nost' i otkrytaya professionalizatsiya pedagoga kak kontseptual'nye osnovy nastavnichestva // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). 2019. Vyp. 6 (21). S. 91-96.

8. Kazakova E.I. Tsifrovaya transformatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 1 (112). S. 8-14.

9. Moskalev M.G., Nosova A.D., Gazizov T.T. Tsifrovye obrazovatel'nye resursy v rabote pedagoga // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2022. Vyp. 2 (220). S. 77-85.

10. Netesova O.S. Proekt «Tekhnovolontery Prosvescheniya» Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta kak reshenie problem tsifrovoj transformatsii obrazovaniya // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). 2021. Vyp. 2 (36). S. 75-80.

11. Dmitriev I.V., Subbotina O.V., Kravchenko S.V. Podgotovka spetsialista po vystraivaniyu obrazovatel'nykh traektorij na tsifrovoj platforme (v ramkakh realizatsii meropriyatij po formirovaniyu regional'noj modeli dopolnitel'nogo obrazovaniya «Territoriya intellekta») // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). 2019. Vyp. 2 (24). S. 74-82.

12. Boyer S.L., Edmondson D.R., Artis A.B., Fleming D. Self-Directed Learning: A Tool for Lifelong Learning // Journal of Marketing Education. 2014. Vol. 36(1). Pr. 20–32. URL: https://doi.org/10.1177/0273475313494010 (data obrascheniya: 04.05.2022).

13. Pozdeeva S.I. Professional'noe razvitie pedagoga kak otvet na vneshnie aktual'nye vyzovy // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). 2022. Vyp. 2 (62). S. 40-47.

14. Kastel's M. Vlast' kommunikatsii: ucheb. posobie / per. s angl. N.M. Tylevich, A.A. Arkhipovoj. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2017. 591 s.

15. Kholodnaya M.A., Gel'fman Eh.G. Razvivayuschie uchebnye teksty kak sredstvo intellektual'nogo vospitaniya uchaschikhsya. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2016. 200 s.

16. Gel'fman Eh.G., Kholodnaya M.A., Podstrigich A.G. Tipologiya razvivayuschikh uchebnykh tekstov (na primere shkol'noj matematiki) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Vyp. 3 (200). S. 27-34.

17. Matushkina Z.P. Uchimsya reshat' zadachi: Uchebnoe posobie. Tomsk: Izd-vo Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2019. 171 s.

18. Merzlyak A.G., Polonskij V.B., Yakir M.S. Matematika: 6 klass: uchebnik dlya uchaschikhsya obscheobrazovatel'nykh organizatsij. M.: Ventana-Graf, 2014. 304 s.

19. Gel'fman Eh.G., Kholodnaya M.A. Psikhodidaktika shkol'nogo uchebnika: uchebnoe posobie dlya vuzov. M.: Yurajt, 2018. 328 s.

20. Gel'fman Eh.G., Grinshpon S.Ya., Demidova L.N. i dr. Matematika: uchebnaya kniga i praktikum dlya 6 klassa: v 2 ch. Ch. 1. Delimost' chisel. M.: BINOM. Laboratoriya znanij, 2013. 184 s.

Система Orphus

Loading...
Up