Моделирование компетентностных задач на основе метода кейс-стади

 
Код статьиS181570410023119-5-1
DOI10.54884/S181570410023119-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: студент
Аффилиация: Томский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Томск
Должность: проректор по научной работе
Аффилиация: Томский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Томск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы117-126
Аннотация

В статье обосновывается актуальность разработки компетентностных задач по литературе для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рассматривается один из вариантов методической реализации компетентностной задачи – посредством метода кейс-стади. На основе анализа педагогических источников обосновывается потенциал использования метода кейсов в педагогической практике учителя литературы. Результатом исследования является моделирование структуры уроков для 8-го класса, включающих решение компетентностной задачи (кейса) на материале анализа фабульной ситуации рождественского рассказа современного писателя для детей А.А. Солоницына «Маленькой елочке холодно зимой». Предложенный вариант компетентностной задачи на основе осмысления опыта персонажей литературы позволяет учителю закрепить или развить предметные результаты обучения (знание особенностей жанра рождественского рассказа), сформировать навыки метапредметных действий, а ученикам – увидеть связь предмета с жизнью, социальными проблемами современного общества, проявить при решении кейса личностные качества, ценности, свою субъектность. 

Ключевые словакомпетентностный подход, компетентностная задача, кейс-стади, преподавание литературы, рождественский рассказ
Получено17.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов22409
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (стандарт третьего поколения) [ФГОС ООО] отражает практико-ориентированную направленность содержания образования. На первый план выходит не просто освоение предметных знаний, умений и навыков, а системное и гармоничное развитие личности обучающегося, овладение им базовыми компетенциями (когнитивными, социальными, эмоциональными), которые будут необходимы ему для жизни в современном мире [1]. Учителю для формирования и проверки сформированности компетентностей необходимо разрабатывать специальные задания, отличающиеся от традиционных. В данной работе используется понятие «компетентностная задача» [2], «которая выступает носителем не только предметного, но и надпредметного содержания (мыслительные операции, интеллектуальные умения, приемы познавательной деятельности, личностные познавательные стратегии и т.д.); учитывает индивидуальные особенности обучающихся, их склонности и интересы, формирует личностные качества школьников, которые обуславливают их готовность к самостоятельной познавательной деятельности» [3, с. 126].
2 Задача может облекаться в разные виды и формы деятельности, для ее моделирования могут привлекаться разные методы и приемы обучения. Одним из продуктивных инновационных методов обучения является метод моделирования и проигрывания конкретных ситуаций – кейс-стади (case-study), который в данной работе интерпретирован как один из вариантов методического разворачивания компетентностной задачи.
3 Материал и методы. Материалом анализа является метод кейс-стади, его применение в литературном образовании (при изучении современного рождественского рассказа). Используются методы анализа вторичных источников, моделирования.
4 Обсуждение и результаты. Кейс-стади (метод кейсов, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – «это метод получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы» [4, с. 9].
5 В качестве педагогического инструмента кейс-стади стал активно использоваться Гарвардской школой бизнеса, начиная с 20-х годов XX века, для обучения студентов экономике и бизнес-наукам. Этот метод доказал свою продуктивность и позднее получил распространение в других областях науки и образования – правоведении, политологии, психологии, социологии, медицине и др. В России применять его в обучении начали в 1980-х гг. в МГУ, а в начале XXI века он вошел в педагогическую практику учителей начальной и основной школы [5, с. 189]. Однако использование данного метода в школьном обучении – не повсеместная, а частная практика инициативных педагогов-новаторов. Дело в том, что его внедрение в работу предполагает актуализацию метапредметности в широком понимании (анализ, выбор, стратегирование, пробные действия, моделирование поведения для получения опыта и его рефлексии). В фокусе метапредметности по-новому высвечиваются и предметный материал – он перестаёт быть самоценным, открывается обучающимся как нужный для практики жизни и самоопределения, – и личностные ориентиры, так как выбор в условиях кейса проявляет ценности, накопленные представления о должном, идеальном, приемлемом и неприемлемом. Метапредметный подход к преподаванию качественно отличается от традиционного предметного, предполагает выход за его рамки, к которому учитель-предметник не всегда готов из-за ложного стереотипа, что при акценте на деятельность, а не воспроизводство материала будет утрачена ценность знания. В действительности при грамотной методической организации компетентностного обучения у учащегося возникает повышение ценности полученного знания, так как в процессе решения ориентированной на реальную жизнь задачи появляется осмысленность обучения, понимание, для чего изучаемый школьный предмет может пригодиться.

всего просмотров: 182

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000 (дата обращения: 20.11.2021).

2. Павлова Л.В. Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Международной научной конференции, Пермь, апрель 2011 года Т. 2. С. 111-115.

3. Шмигирилова И.Б. К вопросу о понятии «компетентностно ориентированная задача» // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 7 (196). С. 121-129.

4. Попова С.Ю., Пронина Е.В. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. Тверь: СКФ-офис, 2015. 114 с.

5. Несынова Ю.В. Применение кейс-технологий на уроках литературы как средства формирования УУД // Проблемы современного педагогического образования. Симферополь, 2020. Вып. 66-4. С. 188-192.

6. Шварева О.В. Формирование субъектной позиции бакалавров средствами кейс-метода и моделей организации совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 94-100.

7. Полева Е.А., Шкарабейникова И.А. Потенциал использования метода case-study для формирования коммуникативных компетенций школьников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 7-13.

8. Полева Е.А. Анализ этических ситуаций на уроках по «Основам светской этики» // Аксиология и методология духовно-нравственного образования и воспитания в контексте современных социокультурных вызовов: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 29 ноября 2018 года) / Томский государственный педагогический университет; отв. ред. А.Н. Кошечко. С. 47-54.

9. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Литература» (для 5-9 классов образовательных организаций). М., 2021. 105 с.

10. Жданова О.В. Использование кейс-метода на уроках литературы: методические рекомендации [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2021/09/14/ispolzovanie-keys-metoda-na-urokah-literatury-metodicheskie (дата обращения: 27.03.2022).

11. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004. 560 с.

12. Полева Е.А., Байдагулова Т.А. Рассказ А.А. Солоницына «Маленькой ёлочке холодно зимой» в контексте традиции святочной прозы // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2021. Вып. 2. С. 31-37.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх