Modeling Competency-Based Tasks Using Case Study Method

 
PIIS181570410023119-5-1
DOI10.54884/S181570410023119-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Student
Affiliation: Tomsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Tomsk
Occupation: Vice-rector for scientific work
Affiliation: Tomsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Tomsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages117-126
Abstract

The article substantiates the relevance of developing competency-based tasks in literature for the implementation of the Federal State Educational Standard for basic general education. As one of the options for the methodological implementation of the competency-based task, the case-study method is considered. Based on the analysis of pedagogical sources, the potential of using this method in the pedagogical practice of a literature teacher is substantiated. The result of the study is modeling the structure of lessons for the 8th grade, including the solution of a competency task (case) based on the analysis of the plot situation of the Christmas story of the modern writer for children A. A. Solonitsyn "Little Christmas tree is cold in winter". The proposed version of the competency-based task based on understanding the experience of characters in literature allows the teacher, firstly, to consolidate or develop the subject learning outcomes (knowledge of the features of the Christmas story genre), and secondly, to develop the skills of metasubject actions. It allows students to see the connection of the subject with life, social problems of modern society, to express personal qualities, values, and subjectivity when solving the case.

 

 

Keywordscompetency-based approach, competency-based task, case study, literature teaching, Christmas story
Received17.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters22409
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (стандарт третьего поколения) [ФГОС ООО] отражает практико-ориентированную направленность содержания образования. На первый план выходит не просто освоение предметных знаний, умений и навыков, а системное и гармоничное развитие личности обучающегося, овладение им базовыми компетенциями (когнитивными, социальными, эмоциональными), которые будут необходимы ему для жизни в современном мире [1]. Учителю для формирования и проверки сформированности компетентностей необходимо разрабатывать специальные задания, отличающиеся от традиционных. В данной работе используется понятие «компетентностная задача» [2], «которая выступает носителем не только предметного, но и надпредметного содержания (мыслительные операции, интеллектуальные умения, приемы познавательной деятельности, личностные познавательные стратегии и т.д.); учитывает индивидуальные особенности обучающихся, их склонности и интересы, формирует личностные качества школьников, которые обуславливают их готовность к самостоятельной познавательной деятельности» [3, с. 126].
2 Задача может облекаться в разные виды и формы деятельности, для ее моделирования могут привлекаться разные методы и приемы обучения. Одним из продуктивных инновационных методов обучения является метод моделирования и проигрывания конкретных ситуаций – кейс-стади (case-study), который в данной работе интерпретирован как один из вариантов методического разворачивания компетентностной задачи.
3 Материал и методы. Материалом анализа является метод кейс-стади, его применение в литературном образовании (при изучении современного рождественского рассказа). Используются методы анализа вторичных источников, моделирования.
4 Обсуждение и результаты. Кейс-стади (метод кейсов, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – «это метод получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы» [4, с. 9].
5 В качестве педагогического инструмента кейс-стади стал активно использоваться Гарвардской школой бизнеса, начиная с 20-х годов XX века, для обучения студентов экономике и бизнес-наукам. Этот метод доказал свою продуктивность и позднее получил распространение в других областях науки и образования – правоведении, политологии, психологии, социологии, медицине и др. В России применять его в обучении начали в 1980-х гг. в МГУ, а в начале XXI века он вошел в педагогическую практику учителей начальной и основной школы [5, с. 189]. Однако использование данного метода в школьном обучении – не повсеместная, а частная практика инициативных педагогов-новаторов. Дело в том, что его внедрение в работу предполагает актуализацию метапредметности в широком понимании (анализ, выбор, стратегирование, пробные действия, моделирование поведения для получения опыта и его рефлексии). В фокусе метапредметности по-новому высвечиваются и предметный материал – он перестаёт быть самоценным, открывается обучающимся как нужный для практики жизни и самоопределения, – и личностные ориентиры, так как выбор в условиях кейса проявляет ценности, накопленные представления о должном, идеальном, приемлемом и неприемлемом. Метапредметный подход к преподаванию качественно отличается от традиционного предметного, предполагает выход за его рамки, к которому учитель-предметник не всегда готов из-за ложного стереотипа, что при акценте на деятельность, а не воспроизводство материала будет утрачена ценность знания. В действительности при грамотной методической организации компетентностного обучения у учащегося возникает повышение ценности полученного знания, так как в процессе решения ориентированной на реальную жизнь задачи появляется осмысленность обучения, понимание, для чего изучаемый школьный предмет может пригодиться.

views: 194

Readers community rating: votes 0

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya [Ehlektronnyj resurs] // EhPS «Sistema GARANT». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000 (data obrascheniya: 20.11.2021).

2. Pavlova L.V. Kompetentnostnye zadachi kak sredstvo sovershenstvovaniya predmetno-metodicheskoj kompetentnosti buduschego uchitelya matematiki // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, Perm', aprel' 2011 goda T. 2. S. 111-115.

3. Shmigirilova I.B. K voprosu o ponyatii «kompetentnostno orientirovannaya zadacha» // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (TSPU Bulletin). 2018. Vyp. 7 (196). S. 121-129.

4. Popova S.Yu., Pronina E.V. KEJS-STADI: printsipy sozdaniya i ispol'zovaniya. Tver': SKF-ofis, 2015. 114 s.

5. Nesynova Yu.V. Primenenie kejs-tekhnologij na urokakh literatury kak sredstva formirovaniya UUD // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Simferopol', 2020. Vyp. 66-4. S. 188-192.

6. Shvareva O.V. Formirovanie sub'ektnoj pozitsii bakalavrov sredstvami kejs-metoda i modelej organizatsii sovmestnoj deyatel'nosti // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). 2020. Vyp. 3 (31). S. 94-100.

7. Poleva E.A., Shkarabejnikova I.A. Potentsial ispol'zovaniya metoda case-study dlya formirovaniya kommunikativnykh kompetentsij shkol'nikov // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). 2015. Vyp. 1 (7). S. 7-13.

8. Poleva E.A. Analiz ehticheskikh situatsij na urokakh po «Osnovam svetskoj ehtiki» // Aksiologiya i metodologiya dukhovno-nravstvennogo obrazovaniya i vospitaniya v kontekste sovremennykh sotsiokul'turnykh vyzovov: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Tomsk, 29 noyabrya 2018 goda) / Tomskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet; otv. red. A.N. Koshechko. S. 47-54.

9. Primernaya rabochaya programma osnovnogo obschego obrazovaniya predmeta «Literatura» (dlya 5-9 klassov obrazovatel'nykh organizatsij). M., 2021. 105 s.

10. Zhdanova O.V. Ispol'zovanie kejs-metoda na urokakh literatury: metodicheskie rekomendatsii [Ehlektronnyj resurs] // Obrazovatel'naya sotsial'naya set' nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2021/09/14/ispolzovanie-keys-metoda-na-urokah-literatury-metodicheskie (data obrascheniya: 27.03.2022).

11. Esaulov I.A. Paskhal'nost' russkoj slovesnosti. M.: Krug', 2004. 560 s.

12. Poleva E.A., Bajdagulova T.A. Rasskaz A.A. Solonitsyna «Malen'koj yolochke kholodno zimoj» v kontekste traditsii svyatochnoj prozy // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2021. Vyp. 2. S. 31-37.

Система Orphus

Loading...
Up