Specificity of Digital Tools Use in the Formation of Professional Competencies of Teachers – Defectologists

 
PIIS181570410023079-1-1
DOI10.54884/S181570410023079-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Defectology
Affiliation: Tomsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Tomsk
Occupation: Associate Professor of Department of Defectology
Affiliation: Tomsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Tomsk
Occupation: Associate Professor of Department of Defectology
Affiliation: Tomsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Tomsk
Occupation: Senior Lecturer of Department of Defectology
Affiliation: Tomsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Tomsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages106-116
Abstract

The article discusses digital tools for the formation of professional competencies of teachers-defectologists in the format of an open educational resource that combines the advantages of a training workshop and practical exercises in the field of training. The digital resource contributes to the formation of future teachers-defectologists as subjects of inclusive activities with a readiness for self-education. The aim of the study is to review and analyze the key characteristics of digital student learning tools and the experience of introducing them into the educational process. The authors use the methods of theoretical analysis: the study and analysis of psychological, pedagogical and scientific-methodical literature and Internet resources on the research problem, as well as generalization of the experience of approbation of an open educational resource. The parameters that make it possible to determine the efficiency of the resource use are highlighted: the ability to analyze the anamnestic data of children with disabilities; the ability to diagnose, put a speech therapy conclusion, the amount of rational selection of tools for diagnosis and psychological and pedagogical study of preschoolers with disabilities, taking into account the age and type of impairment; the degree of interaction with other specialists using digital resources, etc. The educational resource LogopedistPro was included in the structure of the educational process with the aim of practice-oriented training and the formation of professional competencies of a teacher-defectologist through a system of training tasks. The results of the level of formation of professional competencies of students are analyzed. As a result, 70% of students improved their level using the open educational resource, activated by workshops. It is concluded that the result of using digital tools is improving the quality of students' knowledge and develop their ability to study independently.

Keywordsinternet resources, open educational resource, professional competencies, digital technologies, defectologist teacher
Received17.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters19117
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Современное образование выходит на качественно новый этап развития, связанный с глобализацией цифрового общества. Проблемы построения цифрового общества являются базой взаимодействия субъектов современной экономики. В связи с этим медийно-информационная грамотность представляет собой комплексное понятие, предложенное ЮНЕСКО в 2007 году, и охватывает все компетенции, включая цифровую грамотность, совокупность знаний, навыков, установок, компетенций и практик, которые обеспечивают эффективный доступ, анализ, интерпретацию, использование медийных продуктов [1]. Кроме того, в обществе происходят изменения, определяющиеся новой цифровой культурой: изменение высших психических функций, механизмов формирования личности, принятых в образовании практик; контингента – нуждающихся в логопедической и дефектологической помощи, появление новых психологических и дефектологических феноменов. Таким образом, общество предъявляет новые требования к дефектологам, касающиеся владения цифровыми и информационными компетенциями.
2 В контексте нашего исследования рассматриваются современные подходы к обучению учителей-дефектологов в эпоху цифровизации образования.
3 В исследованиях Р. Барнетта есть положения, касающиеся проблематики нашей статьи. Авторитетный ученый в сфере философии образования представил авторское видение понятий трансвзаимодействия и трансдисциплинарности обучения в экологическом университете будущего. Понятие междисциплинарности как теоретическое и практическое обогащающее взаимодействие дисциплин в обучении входит в термин «трансдисциплинарность» [2].
4 По нашему мнению, название главы книги «Экологический университет. Осуществимая утопия» Рональда Барнетта «Уходящие возможности и новые перспективы» точно характеризует состояние профессиональной подготовки учителей-дефектологов в цифровую эпоху в вузе – это движение вперед, развитие и изменения, связанные с цифровизацией…» [2, с. 24].
5 Инновации складываются из двух ингредиентов: креативности и коллаборации. Цифровые технологии позволяют смешивать обе эти составляющие, повышая эффективность работы учителей-дефектологов на современном этапе развития образования.
6 Целесообразно обосновать применение междисциплинарного подхода в обучении учителей-дефектологов как перспективного подхода профессиональной подготовки специалистов в условиях цифровизации. Запросы общества по созданию и реализации инклюзивной практико-ориентированной деятельности требует не только междисциплинарных знаний от учителей-дефектологов, но и интеграции различных методов, технологий, сред обучения и воспитания, что позволяет успешно осуществить включение детей с разными потребностями в единое образовательное сообщество. Цифровые технологии представляют ресурс, который аккумулирует совокупность знаний и представлений обо всех сторонах дефектологии и современной практико-ориентированной деятельности, накопленной в информационной сфере. Он является комплексом технологических процессов, систем и инфраструктуры, овладение которыми входит в обязательные компетентности современного специалиста.

views: 276

Readers community rating: votes 0

1. Khoroshilov A.V., Seletkov S.N. Mirovye informatsionnye resursy. SPb: Piter, 2004. 176 s.

2. Barnett R. Ehkologicheskij universitet: Osuschestvimaya utopiya / nauch. red.: I.V. Chernikova, O.N. Kalachikova; per. s angl. D.V. Chernikovoj. Tomsk: Izdatel'skij Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019. 304 s.

3. Bajdenko V.I. Vyyavlenie sostava kompetentsij vypusknikov vuzov kak neobkhodimyj ehtap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya: metodicheskoe posobie. M.: Issledovatel'skij tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2006. 72 s.

4. Kulikov S.B. Novye vyzovy sovremennosti i pedagogicheskoe obrazovanie // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Vyp. 3 (200). S. 7-9.

5. Robert I.V. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya. M.: IIO RAO, 2010. 140 s.

6. Gordeeva E.A. Ispol'zovanie otkrytykh obrazovatel'nykh resursov kak aktual'noe napravlenie razvitiya prakticheskoj podgotovki buduschikh uchitelej-logopedov // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2021. №2. S. 94-99.

7. Dergachyova E.V. Innovatsionnoe myshlenie kak faktor professional'nogo sovershenstvovaniya molodykh spetsialistov // Nauka i mir. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. Volgograd. 2014. T. 3. №5 (9). S.89-91.

8. Dergachyova E.V. Psikhologo-psikhologicheskie aspekty soprovozhdeniya inklyuzivnogo obrazovaniya // Inklyuzivnoe obrazovanie: teoriya, praktika, issledovaniya: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Өskemen; S. Amanzhlov ShҚMU «Berel» baspasy, 2015. S. 62-66.

9. Glushko N.A., Kartseva E.A. Ehlektronnaya obrazovatel'naya onlajn-sreda v obuchenii inostrannomu yazyku: opyt vnedreniya v dal'nevostochnom federal'nom universitete // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2021. Vyp. 5 (217). S. 7-17.

10. Deliya V.P. Innovatsionnoe obrazovanie gumanitarnogo vuza: teoreticheskie i metodologicheskie osnovy. M.: PKTs Al'teks, 2007. 508 s.

11. O strategii razvitiya informatsionnogo obschestva v Rossijskoj Federatsii na 2017–2030 gody: Ukaz prezidenta ot 09.05.2017 № 203 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (data obrascheniya: 13.12.2021).

12. Lavrent'eva M.A., Mel'nikova E.E. Ehlektronnye obrazovatel'nye resursy v logopedicheskoj praktike // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2016. № 9-3. S. 520-524.

13. Kopytov A.D., Cherepanova T.B. Professional'nye pedagogicheskie kompetentnosti: mezhdistsiplinarnost' vs mnogomernost' // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Vyp. 2 (208). S. 117-123.

14. FGOS VO // Portal federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo. ru/fgosvo/92/91/4 (data obrascheniya: 12.12.2021).

15. Schetinina N.P. Razvitie vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya za rubezhom i v Rossii [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/ZUMK-razvitie-vishego pedagogicheskogo-obrazovaniya-za-rubezhom-i-v-rossii/ (data obrascheniya: 04.12.2021).

16. Myodova N.A., Bajgulova N.V. Sozdanie motivatsionnogo prostranstva studentov i prepodavatelej sredstvami smeshannogo obucheniya // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). 2021. Vyp. 1 (35). S. 104-110.

17. Krylova E.A. Tekhnologiya smeshannogo obucheniya v sisteme vysshego obrazovaniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Vyp. 1 (207). S. 86-93.

Система Orphus

Loading...
Up