Анализ проблемы подготовки будущих педагогов к взаимодействию с подростками с девиантным поведением

 
Код статьиS181570410023059-9-1
DOI10.54884/S181570410023059-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский психолого-социальный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы67-77
Аннотация

Автор исследования рассматривает вопрос подготовки будущих педагогов к взаимодействию с подростками, проявляющими девиантное поведение в условиях новых вызовов и угроз. Изучению междисциплинарной проблемы поведенческих девиаций подростков уделяется большое внимание. Динамичное изменение видов и форм девиантного поведения вызвано вынужденным дистанционным обучением в период пандемии и рисками, связанными с ослаблением педагогического влияния на сферу учебного и внеучебного времени. Рост киберагрессии в информационном пространстве, развитие такой деструктивной практики, как «колумбайн», ставят перед педагогическим сообществом новые цели и задачи, связанные с подготовкой педагогов к диагностике девиантных видов и форм поведения в наиболее сложных его проявлениях. Целью данной статьи является изучение проблемы подготовки будущих педагогов к взаимодействию с подростками с девиантным поведением в новых социокультурных условиях их социализации и воспитания.

Ключевые словаподготовка будущих педагогов, поведенческие девиации подростков, взаимодействие с подростками с девиациями поведения, будущие педагоги, коммуникации педагогов
Получено14.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов24342
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Динамичные трансформации социума привели к кризису института семьи и образовательной организации в вопросах предупреждения и преодоления поведенческих девиаций подрастающего поколения. Подростки и молодые люди как самая уязвимая группа оказались в зоне риска и опасного влияния информационного пространства, втягивания в деструктивные группы, формирования различных видов и форм поведенческих девиаций, к своевременному предупреждению которых в большей степени не оказались готовы родители или законные представители и сами педагоги.
2 Несмотря на активную трансформацию социума, изменения вызовов, стоящих перед обществом, одну из ключевых ролей в обеспечении эффективной работы с подростками с девиантным поведением играют педагоги. Сегодня на учителя возложены задачи не только диагностики девиантного поведения, но и своевременной коррекции поведенческих девиаций подростка в процессе конструктивного взаимодействия.
3 Для решения данной задачи педагог должен обладать определенным набором знаний и умений, знать основы семейного права, представлять права ребенка, иметь знания о специфике психологии семьи, методах работы с подростками с девиантным поведением. Все эти необходимые знания и навыки формируются в течение всей жизни педагога и обусловлены его профессиональным уровнем и личностными качествами. Однако базис, определяющей готовность педагога к работе с подростками с девиантным поведением, формируется в процессе обучения в профессиональном учебном заведении (ссузе или вузе). Проблема предупреждения и преодоления девиантного поведения подростков является значимой в подготовке педагога к будущей профессиональной деятельности, становится востребованной на фоне общественного запроса на обеспечение коррекционной психологической работы в школе, раннее выявление асоциальных наклонностей подростков, потенциально представляющих угрозу безопасности общества. Поэтому актуальной становится подготовка специалистов к работе с поведенческими девиациями подростков.
4 Особенно интересно выбранное в рамках исследования направление в контексте внимания системы образования к особой роли педагога в работе с подростками девиантного поведения и развития навыков взаимодействия и коммуникации с различными группами подростков. Именно поэтому в рамках настоящего исследования предпринята попытка изучения специфики подготовки будущих педагогов к взаимодействию с подростками с девиантным поведением в контексте сравнительного анализа и на основе использования статистических данных. Это позволит уточнить целый ряд аспектов, определяющих трудности развития особо важных в условиях современного образовательного процесса навыков работы с подростками с девиантным поведением.

всего просмотров: 161

Оценка читателей: голосов 0

1. Вешнева И.В., Сингатулин Р.А. Трансформация образования: тенденции, перспективы // Высшее образование в России. 2016. №2. С. 142-147.

2. Рогачёва П.С., Семергей C.B. Проблемы дистанционного образования в период пандемии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Т. 12. № 4. С. 85-93.

3. Тарасова Н.В., Пестрикова С.М. Образование «на карантине»: мнения экспертов, анализ, прогнозы, сценарии развития. [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/781-ekspertiza-obrazovanie-onlajn-karantin (дата обращения: 18.12.2021).

4. Bozkurt, A., Sharma, R. C. Emergency remote teaching in a time of global crisis due to CoronaVirus pandemic // Asian Journal of Distance Education. 2020. № 15(1). [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/341043562_Emergency_remote_teaching_in_a_time_of_global_crisis_due_to_CoronaVirus_pandemic (дата обращения: 18.12.2021).

5. Chute, A.G., Balthazar, L.B. and Poston, C.O. Learning from Teletraining // The American Journal of Distance Education. 1998. №. 2 (3). P. 55-63.

6. Hodges, С., Moore, S., Lockee, В., Trust, Т., and Bond, A. The difference between emergency remote teaching and online learning. [Электронный ресурс]. URL: https:// er.educause.edu/articles/2020/3/the-diiference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning (дата обращения: 18.12.2021).

7. Wang, Y. Xu, B., Zhao, G., Cao, R., He, X. and Fu, S. Is quarantine related to immediate negative psychological consequences during the 2009 H1N1 epidemic? // General Hospital Psychiatry. 2011. № 33(1). P. 75–82.

8. Емец М.С. Готовность будущего педагога профессионального обучения к работе с подростками девиантного поведения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2014/Pedagogica/2_164770.doc.htm (дата обращения: 16.12.2021).

9. Грошева Р.Н. Модель профессиональной компетентности педагога как воспитателя детей и подростков девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2. С. 253-259.

10. Голованова И. И., Телегина Н.В., Донецкая О.И. Подготовка к профессиональной деятельности будущего педагога на основе разработанной системы оценки сформированности компетенций // Образование и саморазвитие. 2019. Т. 14, № 1. С. 57–67.

11. Рыжова О.С. Компетентностный подход к подготовке специалистов в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних // Евразийский союз ученых. 2015. №7-4. С. 117-120.

12. Наговицын Р.С., Голубева И.А. Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 1. С. 66–84.

13. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12116087/#ixzz6gyWlEG0P (дата обращения: 13.12.2021).

14. Гонеев А.Д. Готов ли учитель к работе с трудными подростками? // Образование и общество. 2002. № 1(12). С. 34-42.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх