Pragmatic Variant of the Methodology of Designing Local Learning Systems

 
PIIS181570410023058-8-1
DOI10.54884/S181570410023058-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: professor of the Department of humanities and socio-economic disciplines
Affiliation: Military academy of communications named after marshal of the Soviet Union S. M. Budyonny
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: head of the research department (innovation and intellectual activity)
Affiliation: Military academy of communications named after marshal of the Soviet Union S. M. Budyonny
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages21-32
Abstract

The article completes a series of articles devoted to the development of the pragmatic approach to the pedagogical designing of local learning systems. It describes the methodology of designing the educational process, taking into account both the requirements imposed on the projected process and the specifics of the conditions in which this process will be implemented. The described design process is focused on implementation within the framework of the methodical work of teachers. Therefore, it does not involve the development of original teaching technologies, but provides for an analysis of the existing arsenal of pedagogical technologies for the selection of those options that most fully correspond to the project situation under consideration. As a source of information about pedagogical technologies, it is proposed to use the encyclopedia of educational technologies by G.K. Selevko, in which data on the absolute majority of existing educational technologies are presented in a single format. At the same time, attention is focused on the peculiarities of the interpretation in the proposed source of those individual concepts and provisions of pedagogy and psychology that determine the nature of the project decisions made.

Keywordsdesigning, local learning system, system engineering, didactic system, learning strategy, learning tactics
Received14.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters22262
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Переход от формулировки целей обучения в ЗУНах (знаниях, умениях и навыках) к их представлению в компетенциях породил потребность в разработке инновационных технологий обучения в рамках методической работы профессорско-преподавательского состава (ППС). Эта потребность обусловила актуальность создания практического (прагматического) подхода к педагогическому проектированию образовательного процесса, который отличается от существующего научного (научно-исследовательского) подхода, с одной стороны, отсутствием требования новизны результата проектирования (оригинальности разработанной технологии обучения), а с другой – необходимостью выполнения как внешних требований к условиям реализации проектируемого процесса обучения, так и учета особенностей того конкретного контингента обучаемых, в отношении которого этот процесс будет реализовываться.
2 При описании предлагаемого варианта прагматического подхода было введено понятие локальной системы обучения (ЛСО) «как системы непосредственного взаимодействия обучающего и обучаемых, осуществляемого для достижения конкретных учебных целей при имеющихся условиях реализации образовательного процесса и характеристиках контингента обучаемых» [1, с. 8]. Представлена концептуальная модель ЛСО и высказано предположение о целесообразности применения для ее проектирования методологии системной инженерии, в соответствии с которой сама ЛСО классифицируется как «система систем (SoS)».
3 Нами произведен анализ тех особенностей методологии системной инженерии, которые обеспечивают ее общепризнанную успешность в отношении объектов проектирования класса «комплексная система», раскрыта суть проблемы адаптации принятой в системной инженерии V-модели процедуры проектирования к разработке объектов класса «система систем (SoS)», обоснована перспективность рассмотрения методологии системной инженерии в качестве исходного базиса проектирования ЛСО и целесообразность ее адаптации к особенностям ЛСО на основе данных педагогики [4].
4 Путем сравнения методологии системной инженерии с характеристиками принятой в педагогике процедуры проектирования обучения выявлены основные несоответствия последней требованиям системной инженерии [5]. Установлено, что коренной причиной возникновения выявленных несоответствий является различие в целевой направленности проектирования. Цели проектирования в системной инженерии имеют практическую (прагматическую) направленность, при проектировании обучения они непосредственно ориентированы на рост качества обучения в рассматриваемой ситуации.
5 С учетом выявленных несоответствий принятая в системной инженерии V-модель процедуры проектирования была адаптирована к особенностям процесса обучения и представлена в виде V-модели проектирования ЛСО. Наличие этой модели позволило перейти к разработке прагматического варианта процедуры проектирования ЛСО, реализуемой в методической работе ППС.

views: 185

Readers community rating: votes 0

1. Pechnikov A.N., Ostroumova Yu.S. Lokal'naya sistema obucheniya kak ob'ekt pedagogicheskogo proektirovaniya // Chelovek i obrazovanie. 2021. №2 (67). S. 7-16.

2. Pechnikov A.N., Prenzov A.V. Podkhod k otsenke sformirovannosti spetsial'nykh kompetentsij // Obrazovanie i nauka. 2017. T. 19. № 5. S. 28-54.

3. Ostroumova Yu.S. Metod opredeleniya faktorov, okazyvayuschikh dominiruyuschee vliyanie na rezul'tativnost' obrazovatel'nogo protsessa voennogo vuza // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. № 1 (90). S. 235–239.

4. Pechnikov A.N., Ostroumova Yu.S. Sistemnaya inzheneriya kak metodologicheskoe osnovanie proektirovaniya lokal'nykh sistem obucheniya // Chelovek i obrazovanie. 2021. № 3 (68). S. 13-20.

5. Pechnikov A.N., Ostroumova Yu.S. Adaptatsiya protsedury proektirovaniya lokal'nykh sistem obucheniya k trebovaniyam sistemnoj inzhenerii // Chelovek i obrazovanie. 2022. № 1 (70). C. 148-156.

6. Baza dannykh [Ehlektronnyj resurs]: Vikipediya. Svobodnaya ehntsiklopediya. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Baza_dannykh (data obrascheniya: 11.05.2022).

7. Baza znanij [Ehlektronnyj resurs]: Vikipediya. Svobodnaya ehntsiklopediya. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Baza_znanij (data obrascheniya: 11.05.2022).

8. Selevko G.K. Ehntsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologij: [v 2 t.]. M.: NII shk. tekhnologij, 2006. 816 s.

9. Bespal'ko V.P. Osnovy teorii pedagogicheskikh sistem: Problemy i metody psikhologo-pedagogicheskogo obespecheniya tekhnicheskikh obuchayuschikh sistem. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo un-ta, 1977. 304 s.

10. Ostroumova Yu. S., Pechnikov A. N. Pragmaticheskaya tekhnologiya pedagogicheskogo proektirovaniya v metodicheskoj rabote prepodavatelya: monogr. SPb : VVM, 2021. 228 s.

11. Blauberg I. V., Yudin Eh. G. Stanovlenie i suschnost' sistemnogo podkhoda. M.: Nauka, 1973. 270 s.

12. Ippolitova N. V. Vzaimosvyaz' ponyatij «Metodologiya» i «Metodologicheskij podkhod» // Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2009. № 13 (146). S. 9-15.

13. Osadchuk O. L., Galyanskaya E. G. Sovremennye metodologicheskie podkhody k issledovaniyu pedagogicheskikh protsessov // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanij. 2016. № 3-3. S. 463-467.

14. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii. M.: Pedagogika, 1989. 192 s.

15. Pechnikov A.N., Prenzov A.V., Mashoshina A.A. Ob osobennostyakh protsessov formirovaniya sposobnostej (spetsial'nykh kompetentsij) // Obrazovanie i nauka. 2018. T. 20, № 1. S. 9-53.

16. Pechnikov A.N. Metodika izmereniya professional'nykh sposobnostej (kompetentsij) // Obrazovatel'nye tekhnologii i obschestvo. 2020. T. 23, № 1. S. 20-37.

17. Ball G.A. Teoriya uchebnykh zadach: psikhologo-pedagogicheskij aspekt. M.: Pedagogika, 1990. 184 s.

18. Selevko G.K. Kriterii dlya vybora novoj tekhnologii [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.selevko.net/1kriter.php#up (data obrascheniya: 04.04.2021).

Система Orphus

Loading...
Up