Прагматический вариант методики проектирования локальных систем обучения

 
Код статьиS181570410023058-8-1
DOI10.54884/S181570410023058-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Аффилиация: Военная академия связи имени маршала Советского Союза С. М. Буденного
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: начальник научно–исследовательского отдела (инновационной и интеллектуальной деятельности)
Аффилиация: Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы21-32
Аннотация

Статья завершает цикл работ, посвященных разработке прагматического подхода к педагогическому проектированию локальных систем обучения. В ней приводится описание методики проектирования образовательного процесса, учитывающей требования и особенности тех условий, в которых этот процесс будет реализовываться. Описываемый процесс проектирования ориентирован на реализацию в рамках методической работы преподавателей. Поэтому он не предполагает разработки оригинальных технологий обучения, а предусматривает анализ существующего арсенала педагогических технологий на предмет выбора тех их вариантов, которые наиболее полно соответствуют рассматриваемой проектной ситуации. В качестве источника информации о педагогических технологиях предлагается использовать энциклопедию образовательных технологий Г.К. Селевко, в которой в едином формате представлены данные об абсолютном большинстве существующих образовательных технологий. При этом акцентируется внимание на особенностях трактовки в предлагаемом источнике тех отдельных понятий и положений педагогики и психологии, которые определяют характер принимаемых проектных решений.

Ключевые словапроектирование, локальная система обучения, системная инженерия, дидактическая система, стратегия обучения, тактика обучения
Получено14.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов22262
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Переход от формулировки целей обучения в ЗУНах (знаниях, умениях и навыках) к их представлению в компетенциях породил потребность в разработке инновационных технологий обучения в рамках методической работы профессорско-преподавательского состава (ППС). Эта потребность обусловила актуальность создания практического (прагматического) подхода к педагогическому проектированию образовательного процесса, который отличается от существующего научного (научно-исследовательского) подхода, с одной стороны, отсутствием требования новизны результата проектирования (оригинальности разработанной технологии обучения), а с другой – необходимостью выполнения как внешних требований к условиям реализации проектируемого процесса обучения, так и учета особенностей того конкретного контингента обучаемых, в отношении которого этот процесс будет реализовываться.
2 При описании предлагаемого варианта прагматического подхода было введено понятие локальной системы обучения (ЛСО) «как системы непосредственного взаимодействия обучающего и обучаемых, осуществляемого для достижения конкретных учебных целей при имеющихся условиях реализации образовательного процесса и характеристиках контингента обучаемых» [1, с. 8]. Представлена концептуальная модель ЛСО и высказано предположение о целесообразности применения для ее проектирования методологии системной инженерии, в соответствии с которой сама ЛСО классифицируется как «система систем (SoS)».
3 Нами произведен анализ тех особенностей методологии системной инженерии, которые обеспечивают ее общепризнанную успешность в отношении объектов проектирования класса «комплексная система», раскрыта суть проблемы адаптации принятой в системной инженерии V-модели процедуры проектирования к разработке объектов класса «система систем (SoS)», обоснована перспективность рассмотрения методологии системной инженерии в качестве исходного базиса проектирования ЛСО и целесообразность ее адаптации к особенностям ЛСО на основе данных педагогики [4].
4 Путем сравнения методологии системной инженерии с характеристиками принятой в педагогике процедуры проектирования обучения выявлены основные несоответствия последней требованиям системной инженерии [5]. Установлено, что коренной причиной возникновения выявленных несоответствий является различие в целевой направленности проектирования. Цели проектирования в системной инженерии имеют практическую (прагматическую) направленность, при проектировании обучения они непосредственно ориентированы на рост качества обучения в рассматриваемой ситуации.
5 С учетом выявленных несоответствий принятая в системной инженерии V-модель процедуры проектирования была адаптирована к особенностям процесса обучения и представлена в виде V-модели проектирования ЛСО. Наличие этой модели позволило перейти к разработке прагматического варианта процедуры проектирования ЛСО, реализуемой в методической работе ППС.

всего просмотров: 184

Оценка читателей: голосов 0

1. Печников А.Н., Остроумова Ю.С. Локальная система обучения как объект педагогического проектирования // Человек и образование. 2021. №2 (67). С. 7-16.

2. Печников А.Н., Прензов А.В. Подход к оценке сформированности специальных компетенций // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 5. С. 28-54.

3. Остроумова Ю.С. Метод определения факторов, оказывающих доминирующее влияние на результативность образовательного процесса военного вуза // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 1 (90). С. 235–239.

4. Печников А.Н., Остроумова Ю.С. Системная инженерия как методологическое основание проектирования локальных систем обучения // Человек и образование. 2021. № 3 (68). С. 13-20.

5. Печников А.Н., Остроумова Ю.С. Адаптация процедуры проектирования локальных систем обучения к требованиям системной инженерии // Человек и образование. 2022. № 1 (70). C. 148-156.

6. База данных [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/База_данных (дата обращения: 11.05.2022).

7. База знаний [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/База_знаний (дата обращения: 11.05.2022).

8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: [в 2 т.]. М.: НИИ шк. технологий, 2006. 816 с.

9. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. 304 с.

10. Остроумова Ю. С., Печников А. Н. Прагматическая технология педагогического проектирования в методической работе преподавателя: моногр. СПб : ВВМ, 2021. 228 с.

11. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.

12. Ипполитова Н. В. Взаимосвязь понятий «Методология» и «Методологический подход» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 13 (146). С. 9-15.

13. Осадчук О. Л., Галянская Е. Г. Современные методологические подходы к исследованию педагогических процессов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-3. С. 463-467.

14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

15. Печников А.Н., Прензов А.В., Машошина А.А. Об особенностях процессов формирования способностей (специальных компетенций) // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 1. С. 9-53.

16. Печников А.Н. Методика измерения профессиональных способностей (компетенций) // Образовательные технологии и общество. 2020. Т. 23, № 1. С. 20-37.

17. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.

18. Селевко Г.К. Критерии для выбора новой технологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.selevko.net/1kriter.php#up (дата обращения: 04.04.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх