Менторское сопровождение управленческих проектов руководителей образовательных организаций

 
Код статьиS181570410023057-7-1
DOI10.54884/S181570410023057-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: руководитель аппарата президента
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы33-44
Аннотация

В данной статье рассмотрены различные формы менторского сопровождения как одной из стратегий подготовки управленческих кадров для системы образования; роль менторского сопровождения в реализации начинающими директорами инновационных проектов, а также трудности, преодолеваемые руководителями школ при поддержке менторов, и преимущества, которые менторское сопровождение предоставляет молодым управленцам. Проанализирован опыт работы ассоциации «Менторы столичного образования», обосновано значение менторского сопровождения инновационных проектов для последующей деятельности управленческих кадров в системе образования.

Ключевые словаменторство, сопровождение, управленческие кадры, управленческий проект, система образования, инновационная деятельность
Получено14.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов31836
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Менторство в своем первоначальном смысле есть способ мотивации начинающих специалистов в начале их трудовой жизни, а также средство передачи и распределения так называемого тихого знания, то есть всех умений и навыков, почерпнутых и накопленных в течение трудовой жизни [1]. Собственно, менторство (наставничество) осознанно или неосознанно применяется с незапамятных времен ровно столько, сколько люди находятся в процессе совместной трудовой деятельности, общения: установки, знания и умения всегда передавались более опытными менее искушенным посредством общения, показа образцов действия, целенаправленного обучения.
2 В условиях динамичных изменений форм и способов трудовой деятельности, повышения значимости непрерывного образования роль менторства как современной формы эффективного обучения и поддержки становления специалиста без отрыва от работы все более возрастает. Значительный потенциал менторства определяется тем, что это гибкие отношения, включенные в контекст обычной профессиональной деятельности либо осуществляемые вне ее, поскольку наставнические отношения необязательно должны быть замкнуты только на работе. Работа ментора предполагает индивидуальную поддержку и охватывает не только познавательные, но и другие виды опыта, включая ценностно-эмоциональные процессы.
3 Таким образом, само понятие менторства подразумевает помощь в освоении новых знаний и навыков, которую более опытный ментор оказывает своему подопечному. В современном обществе менторство давно стало востребованной практикой, используемой во многих областях человеческой деятельности. Менторское сопровождение принимает разнообразные формы, поскольку, являясь преимущественно персонифицированной работой, стремится удовлетворить ключевые потребности именно подопечного в паре «ментор – протеже».
4 Широко распространена практика менторского сопровождения управленческих проектов. Ментор сопровождает протеже при решении управленческих задач, консультирует, но не руководит им в смысле администрирования и не принимает на себя выполнение тех или иных его задач.
5 Проблема. В нашем исследовании рассматривалась основная функция ментора – формирование профессиональных и личных компетенций руководителей школ, мотивация их профессионального роста и повышения профессионального уровня. Необходимо было выяснить, каким образом работа протеже в паре с ментором может приводить к повышению результативности образовательной организации, каким образом он получает уверенность в оценке результативности управленческого проекта, помощь в выработке оптимальной стратегии развития школы, разработке и реализации управленческого проекта.
6 Ход и результаты исследования. Для решения поставленной проблемы мы обратились к некоторым менторским практикам. В качестве примера можно привести практику ассоциации «Менторы столичного образования» – общественно-профессионального сообщества наиболее успешных руководителей московских школ, целью которого является распространение опыта эффективного управления образовательной организацией, в частности, подготовка и экспертное сопровождение реализации управленческих проектов, созданных совместно с менее опытными коллегами. Представители ассоциации менторов считают своей задачей помогать коллегам продумывать стратегию развития образовательных организаций, поддерживать и корректировать проекты, в осуществлении которых наметились трудности, а также давать импульс к рождению новых инновационных проектов.

всего просмотров: 159

Оценка читателей: голосов 0

1. Fagenson-Eland E., Amendola K. Perceptions of mentoring relationships // Journal of Vocational Behavior. 1957. V. 51. No. 1. Pp. 29-42.

2. Малкина Е.А., Дубовая Л.С. Менторство как инструмент развития кадрового потенциала региональной системы общего образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2(38). С. 29-34.

3. Edwards L.R. (2020). How Principals Learn to Be Technology Leaders: A Critical Incident Qualitative Study. Doctor of Philosophy (PhD), Dissertation, Educational Foundations & Leadership, Old Dominion University [Электронный ресурс]. URL: https://digitalcommons.odu.edu/efl_etds/233 (дата обращения: 15.04.2022).

4. Дубовая Л.С., Малкина Е.А. Повышение качества управления образовательными организациями посредством деятельности общественно-профессионального института менторства // Сибирский учитель. 2020. № 1(128). С. 14-18.

5. Hudson P. (2013). Mentoring as professional development: ‘growth for both’ mentor and mentee. Professional development in education, 39 (5). DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2012.749415.

6. Bandura A. (1997). Self-efficacy: the exercise of control. New York: Freeman. [Электронный ресурс]. URL: https://scholar.google.com/scholar_lookup?hl=en&publication_year=1997&author=A.+Bandura&title=Self-efficacy%3A+the+exercise+of+control (дата обращения: 15.04.2022).

7. Berg Morten & Karlsen Jan. (2020). Coaching leadership style: a learning process. International Journal of Knowledge and Learning. DOI: https://doi.org/13.356. 10.1504/IJKL.2020.10033158.

8. Майерс Д. Самоэффективность // Социальная психология. СПб.: Питер, 2011. С. 68-69. ISBN 978-5-4237-0138-3.

9. Шубнякова Н.Г., Новожилова Н.А. Менторство как инструмент поддержки и развития инновационных проектов // Социально-экономические преобразования и проблемы: сборник научных трудов. Н. Новгород: ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2015. С. 194-205.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх