Mentoring of Management Projects of Educational Organizations Heads

 
PIIS181570410023057-7-1
DOI10.54884/S181570410023057-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief of Staff of the President
Affiliation: Academy for the Implementation of State Policy and Professional Development of Education Personnel
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages33-44
Abstract

This article analyses various forms of mentorship as one of the strategies for training education system managers. The study concentrates on the role of mentoring support in the implementation of innovative projects by novice school principals, as well as the obstacles that principals overcome with the support of mentors, and the advantages that mentoring support provides to young managers. Within the scope of the research the Association «Mentors of Metropolitan Education» experience was studied. The article provides evidence of the importance of mentoring support during the implementation of innovative projects for the subsequent activities of managers in the education system.

Keywordsmentoring, support, educational managers, management project, education system, innovative activity
Received14.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters31836
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Менторство в своем первоначальном смысле есть способ мотивации начинающих специалистов в начале их трудовой жизни, а также средство передачи и распределения так называемого тихого знания, то есть всех умений и навыков, почерпнутых и накопленных в течение трудовой жизни [1]. Собственно, менторство (наставничество) осознанно или неосознанно применяется с незапамятных времен ровно столько, сколько люди находятся в процессе совместной трудовой деятельности, общения: установки, знания и умения всегда передавались более опытными менее искушенным посредством общения, показа образцов действия, целенаправленного обучения.
2 В условиях динамичных изменений форм и способов трудовой деятельности, повышения значимости непрерывного образования роль менторства как современной формы эффективного обучения и поддержки становления специалиста без отрыва от работы все более возрастает. Значительный потенциал менторства определяется тем, что это гибкие отношения, включенные в контекст обычной профессиональной деятельности либо осуществляемые вне ее, поскольку наставнические отношения необязательно должны быть замкнуты только на работе. Работа ментора предполагает индивидуальную поддержку и охватывает не только познавательные, но и другие виды опыта, включая ценностно-эмоциональные процессы.
3 Таким образом, само понятие менторства подразумевает помощь в освоении новых знаний и навыков, которую более опытный ментор оказывает своему подопечному. В современном обществе менторство давно стало востребованной практикой, используемой во многих областях человеческой деятельности. Менторское сопровождение принимает разнообразные формы, поскольку, являясь преимущественно персонифицированной работой, стремится удовлетворить ключевые потребности именно подопечного в паре «ментор – протеже».
4 Широко распространена практика менторского сопровождения управленческих проектов. Ментор сопровождает протеже при решении управленческих задач, консультирует, но не руководит им в смысле администрирования и не принимает на себя выполнение тех или иных его задач.
5 Проблема. В нашем исследовании рассматривалась основная функция ментора – формирование профессиональных и личных компетенций руководителей школ, мотивация их профессионального роста и повышения профессионального уровня. Необходимо было выяснить, каким образом работа протеже в паре с ментором может приводить к повышению результативности образовательной организации, каким образом он получает уверенность в оценке результативности управленческого проекта, помощь в выработке оптимальной стратегии развития школы, разработке и реализации управленческого проекта.
6 Ход и результаты исследования. Для решения поставленной проблемы мы обратились к некоторым менторским практикам. В качестве примера можно привести практику ассоциации «Менторы столичного образования» – общественно-профессионального сообщества наиболее успешных руководителей московских школ, целью которого является распространение опыта эффективного управления образовательной организацией, в частности, подготовка и экспертное сопровождение реализации управленческих проектов, созданных совместно с менее опытными коллегами. Представители ассоциации менторов считают своей задачей помогать коллегам продумывать стратегию развития образовательных организаций, поддерживать и корректировать проекты, в осуществлении которых наметились трудности, а также давать импульс к рождению новых инновационных проектов.

views: 157

Readers community rating: votes 0

1. Fagenson-Eland E., Amendola K. Perceptions of mentoring relationships // Journal of Vocational Behavior. 1957. V. 51. No. 1. Pp. 29-42.

2. Malkina E.A., Dubovaya L.S. Mentorstvo kak instrument razvitiya kadrovogo potentsiala regional'noj sistemy obschego obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2020. № 2(38). S. 29-34.

3. Edwards L.R. (2020). How Principals Learn to Be Technology Leaders: A Critical Incident Qualitative Study. Doctor of Philosophy (PhD), Dissertation, Educational Foundations & Leadership, Old Dominion University [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://digitalcommons.odu.edu/efl_etds/233 (data obrascheniya: 15.04.2022).

4. Dubovaya L.S., Malkina E.A. Povyshenie kachestva upravleniya obrazovatel'nymi organizatsiyami posredstvom deyatel'nosti obschestvenno-professional'nogo instituta mentorstva // Sibirskij uchitel'. 2020. № 1(128). S. 14-18.

5. Hudson P. (2013). Mentoring as professional development: ‘growth for both’ mentor and mentee. Professional development in education, 39 (5). DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2012.749415.

6. Bandura A. (1997). Self-efficacy: the exercise of control. New York: Freeman. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://scholar.google.com/scholar_lookup?hl=en&publication_year=1997&author=A.+Bandura&title=Self-efficacy%3A+the+exercise+of+control (data obrascheniya: 15.04.2022).

7. Berg Morten & Karlsen Jan. (2020). Coaching leadership style: a learning process. International Journal of Knowledge and Learning. DOI: https://doi.org/13.356. 10.1504/IJKL.2020.10033158.

8. Majers D. Samoehffektivnost' // Sotsial'naya psikhologiya. SPb.: Piter, 2011. S. 68-69. ISBN 978-5-4237-0138-3.

9. Shubnyakova N.G., Novozhilova N.A. Mentorstvo kak instrument podderzhki i razvitiya innovatsionnykh proektov // Sotsial'no-ehkonomicheskie preobrazovaniya i problemy: sbornik nauchnykh trudov. N. Novgorod: OOO «Nauchno-issledovatel'skij sotsiologicheskij tsentr», 2015. S. 194-205.

Система Orphus

Loading...
Up