Разработка и внедрение системы мониторинга и оценки организации питания в образовательных организациях Российской Федерации как управленческая проблема

 
Код статьиS181570410020903-8-1
DOI10.54884/S181570410020903-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: начальник отдела содержания, методов и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (64)
Страницы124-130
Аннотация

В статье рассмотрена модель системы мониторинга и оценки организации питания в образовательных организациях, которая может быть положена в основу Национальной системы мониторинга и оценки, являющейся элементом Концепции организации питания в образовательных организациях Российской Федерации.

 

Ключевые словаорганизация питания в общеобразовательных организациях Российской Федерации, управление, мониторинг организации питания, система мониторинга и оценки
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» № 073-00027-20-02 на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)».
Получено27.06.2022
Дата публикации27.06.2022
Кол-во символов18670
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Формирование пищевых привычек и поведения у детей происходит дома и в образовательных организациях. Школьный возраст является периодом интенсивного развития, совпадает с учёбой, которая требует занятости на уроках, дополнительных занятиях, в кружках и секциях в течение целого дня. Возможность получения качественного школьного питания (с учётом необходимости вовремя получать сбалансированный рацион) влияет не только на физическое здоровье школьников, но и на способность ребёнка вынести полноценную умственную и эмоциональную нагрузку. От качества питания зависит краткосрочная и долговременная память, сопротивляемость заболеваниям и многое другое.

2

Организация питания в школах и детских садах является объектом постоянного контроля со стороны государства. В 2008 году началась целенаправленная реорганизация системы школьного питания в Российской Федерации. С 2008 по 2011 годы в субъектах Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» были реализованы соответствующие экспериментальные проекты с целью комплексной модернизации системы школьного питания в Российской Федерации, в которых приняли участие 44 региона из всех федеральных округов, около 2 000 школ, более 1 млн. обучающихся.

3

В ходе экспериментальных проектов отрабатывались все аспекты организации качественного и доступного сбалансированного школьного питания: технологические, организационно-управленческие, кадровые, финансово-экономические, нормативно-правовые. Была организована работа по пропаганде здорового питания со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, их родителями и педагогами).

4

За четыре года на реализацию экспериментальных проектов из федерального бюджета было выделено 2 млрд. 100 млн. рублей. Указанные средства целевым назначением были использованы на закупку современного технологического оборудования для школьных пищеблоков. Для реализации экспериментальных проектов активно привлекались средства региональных и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, которые были направлены на строительство, реконструкцию, ремонт школьных пищеблоков, приобретение мебели, посуды, современного технологического оборудования, автотранспорта для школьных пищеблоков.

5

Основной целью начавшейся в 2008 году реорганизации системы школьного питания в Российской Федерации было создание условий для стопроцентного охвата обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений качественным и доступным горячим питанием.

6

Итоги реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации школьного питания в 2008-2011 годах в 44 субъектах Российской Федерации показали необходимость комплексного подхода для достижения этой цели на всей территории России, включающего в себя следующие задачи: модернизация материально-технической базы школьного питания, создание современной системы управления ее организации, развитие кадрового потенциала системы школьного питания, проработка ее финансово-экономического обоснования, формирование комплексной нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты системы школьного питания, обеспечение организационно-просветительской работы по формированию культуры здорового питания среди участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей.

всего просмотров: 249

Оценка читателей: голосов 0

1. Миндзаева Э.В., Адамчук Д.В., Куликов А.А. Методология изучения удовлетворенности школьников и их родителей системой организации школьного питания / Управление образованием: теория и практика. 2019. № 4 (36). С. 31-47.

2. Миндзаева Э.В., Бешенков С.А., Адамчук Д.В. Информационные аспекты развития систем управления в сфере организации питания обучающихся и воспитанников: ведомственный мониторинг организации питания, социологические исследования удовлетворенности системой питания, независимая оценка качества питания в образовании / Управление образованием: теория и практика. 2019. № 3 (35). С. 5-19.

3. Неустроев С.С. Миндзаева Э.В., Рождественская Л.Н. Предварительные итоги мониторинга системы организации горячего питания в общеобразовательных организациях в 2019 году в аспекте реализации государственной политики в области здорового питания / Управление образованием: теория и практика. 2020. № 1 (37). С. 14-29.

4. Неустроев С.С., Миндзаева Э.В., Адамчук Д.В., Зимнюкова Н.Н., Панова О.В. Мониторинг достижения целевых показателей организации питания в общеобразовательных организациях как инструмент для разработки концепции питания обучающихся / Управление образованием: теория и практика. 2020. № 1 (37). С. 68-79.

5. Неустроев С.С., Миндзаева Э.В., Чайко И.Л., Бешенков С.А. Организация школьного питания в российской федерации: мониторинговые исследования открытых источников / Управление образованием: теория и практика. 2020. № 1 (37). С. 4-13.

6. Рождественская Л.Д. Совершенствование функционирования системы питания в образовательных организациях на основе применения экономической диагностики [Электронный ресурс] // Курс – здоровое питание: [сайт]. URL: https://hf.iuorao.ru/improving-the-functioning-of-the-nutrition-system/ (дата обращения: 31.07.2020).

7. Рождественская Л.Н. Мониторинг достижения целевых показателей организации питания в образовательных учреждениях // Труды и материалы Международного конгресса «Здоровьесберегающие технологии в образовании: научно-методологические подходы и аспекты применения информационных систем». М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014. С. 96-99.

8. Adamchuk D., Beshenkov S., Mindzaeva E. Sociology of Education: Prerequisites for Modernizing the Food Management System at Schools // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). Pp. 24-30.

9. Gorelova, J., Neustroev, S., Mindzaeva, E., Beshenkov, S., & Arinushkina, A. (2019). Key Principles in Children’s Healthy Nutrition in Schools: A Cross-National Review. Journal of History Culture and Art Research, 8(3), 60-67. doi:http://dx.doi.org/10.7596/taksad.v8i3.2241.

10. Mindzaeva E., Beshenkov S. and Adamchuk D. Information Support for the Management of Socially-Important Projects // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). Pp. 18-23.

11. Mindzaeva, E., Neustroev, S., Ivanova, M., & Zimnyukova, N. (2019). Organizing Catering Systems in General Educational Organizations: Foreign Experiences and Implications for Russia. Journal of History Culture and Art Research, 8(3), 68-80. doi:http://dx.doi.org/10.7596/taksad.v8i3.2242.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх