Информатизация как инструмент оптимизации системы питания в общеобразовательных организациях

 
Код статьиS181570410020891-5-1
DOI10.54884/S181570410020891-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник отдела содержания, методов и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: научный сотрудник отдела содержания, методов и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (64)
Страницы74-81
Аннотация

В статье рассмотрены информационные ресурсы, используемые в процессе организации школьного питания, спектр задач, решаемых посредством применения данных ресурсов, обозначены проблемные стороны межведомственного взаимодействия в процессе сбора и обработки информации, намечены пути применения элементов информатизации как инструмента оптимизации системы питания в общеобразовательных организациях.

 

Ключевые словаинформатизация, система организации питания в общеобразовательных организациях, мониторинг организации питания, информационные образовательные системы, автоматизированные информационные системы, программное обеспечение
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» № 073-00027-20-02 на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)»
Получено27.06.2022
Дата публикации27.06.2022
Кол-во символов20221
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Оперативный обмен актуальной целевой информацией является одним из условий успешного функционирования любого из направлений деятельности современного общества, в том числе и системы образования. Информатизация системы образования и отдельных ее составляющих – актуальная тенденция, позволяющая оптимизировать любые процессы, связанные с деятельностью образовательных учреждений. В данной статье информатизация рассматривается как эффективный инструмент оптимизации системы школьного питания. Обращение к вопросу оптимизации системы школьного питания является актуальным, так как помимо выполнения непосредственной функции – накормить обучающихся – она решает важную задачу государственной политики Российской Федерации в области обеспечения здоровья населения – формирование у школьников основ здорового питания и системы мотивации к ведению здорового образа жизни [9, 12]. При этом речь идет не только о физическом здоровье. «Некачественное и несбалансированное питание является причиной нарушений в работе мозга, в эмоциональной сфере. Питание оказывает влияние на психическую выносливость и эмоциональную устойчивость, долговременную и краткосрочную память…» [6].
2 Для того чтобы раскрыть проблематику вопроса, необходимо определить, что подразумевает под собой термин «информатизация», какие информационные и коммуникационные процессы закладываются в это понятие.
3 В настоящий момент одним из наиболее эффективных инструментов получения достоверной систематизированной информации об организации школьного питания в общеобразовательных организациях Российской Федерации является всероссийский мониторинг «Система организации горячего питания в дневных общеобразовательных организациях». Это ежегодное регулярное мероприятие, целью которого является сбор и анализ информации о функционировании и развитии системы питания в общеобразовательных организациях 85 субъектов РФ. Основная задача мониторинга – получение обратной связи от регионов, информации о том, насколько эффективно осуществляется процесс организации школьного питания и принятие на основе обработанной систематизированной информации последующих управленческих решений по совершенствованию системы организации школьного питания в субъектах РФ.
4 С 2019 года оператором процесса проведения мониторинга является федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования». При проведении мониторинга соблюдается принцип преемственности с ориентацией на инструментарий запросов в рамках проведения мониторинга школьного питания в предшествующие годы. В качестве основных показателей мониторинга, характеризующих эффективность проводимых мероприятий, рассматривается высокое качество питания обучающихся общеобразовательных организаций, количество субъектов Российской Федерации, где приняты региональные и муниципальные программы по совершенствованию системы организации школьного питания, доля обучающихся общеобразовательных организаций, обеспеченных сбалансированным горячим питанием, доля обучающихся и их родителей, удовлетворенных качеством и доступностью горячего питания. В 2019 году инструментарий комплексного исследования системы питания помимо мониторинга был дополнен социологическим исследованием отношения школьников и их родителей к системе организации школьного питания. Таким образом, при анализе существующей в регионах системы организации школьного питания учитывались не только статистическая информация, но и мнение основных потребителей [2].

всего просмотров: 259

Оценка читателей: голосов 0

1. Иванова М. И., Зимнюкова Н. Н. Эффективный опыт регионов по совершенствованию организации системы горячего питания обучающихся (на основе анализа информационных ресурсов общеобразовательных организаций) // Управление образованием: те- ория и практика. – 2019. – № 2 (34). – С. 5-23.

2. Миндзаева Э. В., Адамчук Д. В., Куликов А. А. Методология изучения удовлетворенности школьников и их родителей системой организации школьного питания // Управление образованием: теория и практика. – 2019. – № 4 (36). – С. 31-47.

3. Миндзаева Э. В., Бешенков С. А., Адамчук Д. В. Информационные аспекты развития си- стем управления в сфере организации питания обучающихся и воспитанников: ведом- ственный мониторинг организации питания, социологические исследования удовлет- воренности системой питания, независимая оценка качества питания в образовании // Управление образованием: теория и практика. – 2019. – № 3 (35). – С. 5-19.

4. Неустроев С. С., Миндзаева Э. В., Адамчук Д. В. и др. Мониторинг достижения целевых показателей организации питания в общеобразовательных организациях как инструмент для разработки концепции питания обучающихся // Управление образованием: теория и практика. – 2020. – № 1 (37). – С. 68-79.

5. Неустроев С. С., Миндзаева Э. В., Бешенков С. А. и др. Лучшие региональные практики по организации питания в общеобразовательных школах (на основе анализа открытых информационных источников субъектов Российской Федерации) // Управление обра- зованием: теория и практика. – 2020. – № 1 (37). – С. 99-116.

6. Неустроев С. С., Миндзаева Э. В., Рождественская Л. Н. Предварительные итоги мониторинга системы организации горячего питания в общеобразовательных организациях в 2019 году в аспекте реализации государственной политики в области здорового питания // Управление образованием: теория и практика. – 2020. – № 1 (37). – С. 14-29.

7. Неустроев С. С., Миндзаева Э. В., Чайко И. Л. и др. Организация школьного питания в Рос- сийской Федерации: мониторинговые исследования открытых источников // Управле- ние образованием: теория и практика. – 2020. – № 1 (37). – С. 4-13.

8. Федеральный закон от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»// Информационно-правовая база Консультант плюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_346666/ (дата обращения 25.03.2020).

9. Adamchuk D., Beshenkov S., Mindzaeva E. Sociology of Education: Prerequisites for Modernizing the Food Management System at Schools // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia. Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – 2019. – Vol. 316. – Pp. 24-30.

10. Gorelova J., Neustroev S., Mindzaeva E. etc. KeyPrinciples in Children’s Healthy Nutrition in Schools: A Cross-National Review. Journal of History Culture and Art Research. – 2019. – 8 (3). – Pp. 60-67. doi: http://dx.doi.org/10.7596/taksad.v8i3.2241.Mindzaeva E., Beshenkov S., Adamchuk D. Information Support for the Management of SociallyImportant Projects // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). – Pp. 18-23.

11. Mindzaeva E., Neustroev S., Ivanova M. etc. Organizing Catering Systems in General Educational Organizations: Foreign Experiences and Implications for Russia / Journalof History Culture and Art Research. – 2019. – 8 (3). – Pp. 68-80. doi: http://dx.doi.org/10.7596/taksad.v8i3.2242.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх