Informatization as a Tool for Optimizing the Catering System in General Education Organizations

 
PIIS181570410020891-5-1
DOI10.54884/S181570410020891-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher of the Department of Content, Methods and Technologies of Education
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Researcher of the Department of Content, Methods and Teaching Technologies
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (64)
Pages74-81
Abstract

The article considers information resources used in the process of organizing school meals, the range of tasks solved through the use of these resources, identifies the problematic aspects of interdepartmental interaction in the process of collecting and processing information, outlines ways to use elements of informatization as a tool for optimizing the nutrition system in general education organizations.

 

Keywordsinformatization, catering system in general education organizations, monitoring of catering, information educational systems, automated information systems, software
Received27.06.2022
Publication date27.06.2022
Number of characters20221
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Оперативный обмен актуальной целевой информацией является одним из условий успешного функционирования любого из направлений деятельности современного общества, в том числе и системы образования. Информатизация системы образования и отдельных ее составляющих – актуальная тенденция, позволяющая оптимизировать любые процессы, связанные с деятельностью образовательных учреждений. В данной статье информатизация рассматривается как эффективный инструмент оптимизации системы школьного питания. Обращение к вопросу оптимизации системы школьного питания является актуальным, так как помимо выполнения непосредственной функции – накормить обучающихся – она решает важную задачу государственной политики Российской Федерации в области обеспечения здоровья населения – формирование у школьников основ здорового питания и системы мотивации к ведению здорового образа жизни [9, 12]. При этом речь идет не только о физическом здоровье. «Некачественное и несбалансированное питание является причиной нарушений в работе мозга, в эмоциональной сфере. Питание оказывает влияние на психическую выносливость и эмоциональную устойчивость, долговременную и краткосрочную память…» [6].
2 Для того чтобы раскрыть проблематику вопроса, необходимо определить, что подразумевает под собой термин «информатизация», какие информационные и коммуникационные процессы закладываются в это понятие.
3 В настоящий момент одним из наиболее эффективных инструментов получения достоверной систематизированной информации об организации школьного питания в общеобразовательных организациях Российской Федерации является всероссийский мониторинг «Система организации горячего питания в дневных общеобразовательных организациях». Это ежегодное регулярное мероприятие, целью которого является сбор и анализ информации о функционировании и развитии системы питания в общеобразовательных организациях 85 субъектов РФ. Основная задача мониторинга – получение обратной связи от регионов, информации о том, насколько эффективно осуществляется процесс организации школьного питания и принятие на основе обработанной систематизированной информации последующих управленческих решений по совершенствованию системы организации школьного питания в субъектах РФ.
4 С 2019 года оператором процесса проведения мониторинга является федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования». При проведении мониторинга соблюдается принцип преемственности с ориентацией на инструментарий запросов в рамках проведения мониторинга школьного питания в предшествующие годы. В качестве основных показателей мониторинга, характеризующих эффективность проводимых мероприятий, рассматривается высокое качество питания обучающихся общеобразовательных организаций, количество субъектов Российской Федерации, где приняты региональные и муниципальные программы по совершенствованию системы организации школьного питания, доля обучающихся общеобразовательных организаций, обеспеченных сбалансированным горячим питанием, доля обучающихся и их родителей, удовлетворенных качеством и доступностью горячего питания. В 2019 году инструментарий комплексного исследования системы питания помимо мониторинга был дополнен социологическим исследованием отношения школьников и их родителей к системе организации школьного питания. Таким образом, при анализе существующей в регионах системы организации школьного питания учитывались не только статистическая информация, но и мнение основных потребителей [2].

views: 257

Readers community rating: votes 0

1. Ivanova M. I., Zimnyukova N. N. Ehffektivnyj opyt regionov po sovershenstvovaniyu organizatsii sistemy goryachego pitaniya obuchayuschikhsya (na osnove analiza informatsionnykh resursov obscheobrazovatel'nykh organizatsij) // Upravlenie obrazovaniem: te- oriya i praktika. – 2019. – № 2 (34). – S. 5-23.

2. Mindzaeva Eh. V., Adamchuk D. V., Kulikov A. A. Metodologiya izucheniya udovletvorennosti shkol'nikov i ikh roditelej sistemoj organizatsii shkol'nogo pitaniya // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. – 2019. – № 4 (36). – S. 31-47.

3. Mindzaeva Eh. V., Beshenkov S. A., Adamchuk D. V. Informatsionnye aspekty razvitiya si- stem upravleniya v sfere organizatsii pitaniya obuchayuschikhsya i vospitannikov: vedom- stvennyj monitoring organizatsii pitaniya, sotsiologicheskie issledovaniya udovlet- vorennosti sistemoj pitaniya, nezavisimaya otsenka kachestva pitaniya v obrazovanii // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. – 2019. – № 3 (35). – S. 5-19.

4. Neustroev S. S., Mindzaeva Eh. V., Adamchuk D. V. i dr. Monitoring dostizheniya tselevykh pokazatelej organizatsii pitaniya v obscheobrazovatel'nykh organizatsiyakh kak instrument dlya razrabotki kontseptsii pitaniya obuchayuschikhsya // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. – 2020. – № 1 (37). – S. 68-79.

5. Neustroev S. S., Mindzaeva Eh. V., Beshenkov S. A. i dr. Luchshie regional'nye praktiki po organizatsii pitaniya v obscheobrazovatel'nykh shkolakh (na osnove analiza otkrytykh informatsionnykh istochnikov sub'ektov Rossijskoj Federatsii) // Upravlenie obra- zovaniem: teoriya i praktika. – 2020. – № 1 (37). – S. 99-116.

6. Neustroev S. S., Mindzaeva Eh. V., Rozhdestvenskaya L. N. Predvaritel'nye itogi monitoringa sistemy organizatsii goryachego pitaniya v obscheobrazovatel'nykh organizatsiyakh v 2019 godu v aspekte realizatsii gosudarstvennoj politiki v oblasti zdorovogo pitaniya // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. – 2020. – № 1 (37). – S. 14-29.

7. Neustroev S. S., Mindzaeva Eh. V., Chajko I. L. i dr. Organizatsiya shkol'nogo pitaniya v Ros- sijskoj Federatsii: monitoringovye issledovaniya otkrytykh istochnikov // Upravle- nie obrazovaniem: teoriya i praktika. – 2020. – № 1 (37). – S. 4-13.

8. Federal'nyj zakon ot 01.03.2020 № 47-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O kachestve i bezopasnosti pischevykh produktov» i stat'yu 37 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii»// Informatsionno-pravovaya baza Konsul'tant plyus [Ehlektronnyj resurs]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_346666/ (data obrascheniya 25.03.2020).

9. Adamchuk D., Beshenkov S., Mindzaeva E. Sociology of Education: Prerequisites for Modernizing the Food Management System at Schools // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia. Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – 2019. – Vol. 316. – Pp. 24-30.

10. Gorelova J., Neustroev S., Mindzaeva E. etc. KeyPrinciples in Children’s Healthy Nutrition in Schools: A Cross-National Review. Journal of History Culture and Art Research. – 2019. – 8 (3). – Pp. 60-67. doi: http://dx.doi.org/10.7596/taksad.v8i3.2241.Mindzaeva E., Beshenkov S., Adamchuk D. Information Support for the Management of SociallyImportant Projects // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). – Pp. 18-23.

11. Mindzaeva E., Neustroev S., Ivanova M. etc. Organizing Catering Systems in General Educational Organizations: Foreign Experiences and Implications for Russia / Journalof History Culture and Art Research. – 2019. – 8 (3). – Pp. 68-80. doi: http://dx.doi.org/10.7596/taksad.v8i3.2242.

Система Orphus

Loading...
Up