The potential of a family in forming mix-aged educational community

 
PIIS181570410020885-8-1
DOI10.54884/S181570410020885-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Post-Graduate Student
Affiliation: Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (64)
Pages45-50
Abstract

The article presents the main trends of interaction between family and educational organization. The article concludes that the upbringing potential of mix-aged community, that on the need for research this area in order to enrich the educational space with new form of interaction, new form of non-formal educational practices. 

 

Keywordsmix-aged community, pedagogical cooperation, interaction between family and educational organization, modern educational forms, non-formal education, dialogue of generations
Received27.06.2022
Publication date27.06.2022
Number of characters15201
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Образование – приоритетный процесс, развитию которого мировые государства-лидеры уделяют особое внимание, понимая всю важность и необходимость вклада в национальное будущее. Современная политика направлена на реформирование образования, переориентирование образовательных процессов в соответствии с текущим социально-экономическим курсом и потребностями общества. Подобные позитивные тенденции преобразования прослеживаются и в системах образования стран Содружества, в частности в направлении развития взаимодействия семьи и образовательной организации. Во ФГОС отмечено, что отношения между семьей, государством и обществом выражены в виде трехстороннего общественного договора, родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, принимающими непосредственное участие в процессе его реализации [2]. Важным фактом на сегодняшний день является изменение перечня социальных институтов, формирующих воспитательное пространство на различных уровнях (региональном, муниципальном, локальном) и отвечающих за воспитание и социализацию детей, молодёжи и взрослых. Если раньше воспитательная функция была закреплена за формализованными образовательными организациями (детский сад, школа, колледж, техникум, вуз), то сегодня в воспитательное пространство вовлекается всё большее количество иных групповых субъектов: межрегиональные, межмуниципальные или межпоселенческие социокультурные институты (творческие, спортивные объединения и школы, библиотеки), дома культуры, центры развития, неформальные общности, предлагающие альтернативные образовательные формы (например, практики семейного образования), сообщества различных сфер бизнеса, профессиональные сообщества, средства массовой информации, виртуальное пространство и даже пространство торговых центров. Отмечается, что родители всё в большей степени проявляют инициативу и сами предлагают какие-то практики, тем самым усложняя и обогащая взаимодействия субъектов воспитательного пространства.
2 Оказывает влияние на формирование воспитательного пространства и изменение демографической ситуации. Однако ввиду непростых политических, экономических и социальных условий общество не успевает следовать изменениям и воспитательный потенциал семьи, потенциал взаимодействия образовательной организации и семьи используется не полностью, остаются недостаточно раскрытыми механизмы формирования взаимоотношений школы и семьи и становления субъектной позиции родителей в этом процессе. Эта проблема актуальна для образовательных систем стран Содружества всего постсоветского пространства.
3 Необходимо отметить важные для решения этой проблемы гуманистические тенденции, проявляющиеся в образовательном пространстве государств-участников СНГ, направленные на изучение «естественно существующих в социуме и формирующихся в системе образования разновозрастных сообществ; увеличения ответственности граждан за семью, семейное образование, семейный досуг» [11]. Изменение подходов к деятельности современной школы даст возможность решить многие социальные проблемы, в том числе и упрочение социальных функций семьи через ее взаимодействие с образовательной организацией (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Ш.А.Амонашвили и др.).

views: 248

Readers community rating: votes 0

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №273-FZ [Ehlektronnyj resurs] // Garant: [portal]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ (data obrascheniya: 24.04.2020).

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart [Ehlektronnyj resurs] // URL: https://fgos.ru/ (data obrascheniya: 20.04.2020).

3. Agapova O. Prakticheskij kurs №2 «Kak podderzhat' dialog mezhdu pokoleniyami» / Proekt TOLLAS — k aktivnomu obschestvu v lyubom vozraste // Minsk.: Predstavitel'stvo «Deutscher Volkshochschul-Verband e.V.» v RB, 2011. - 57 s.

4. Vetrov I.I. Ayurvedicheskaya filosofiya lyubvi.– SPb.: OOO Ayurvedicheskij tsentr Dkhanvantari, 2012. - 408 s.

5. Ibuka M. Posle tryokh uzhe pozdno /per. s angl. N. Perovoj. — M.: Al'pina non-fikshn, 2011. – 126 s.

6. Ilakavichus M. R. Raznovozrastnye praktiki neformal'nogo obschekul'turnogo obrazovaniya kak ploschadka dlya formirovaniya mezhpokolencheskogo doveriya // Molodoj uchyonyj. – 2014. – № 9 (68). – S. 476-478.

7. Makarenko A. S. Nekotorye vyvody iz pedagogicheskogo opyta // A. S. Makarenko /sost. V. S. Aranskij, A. I. Piskunov. – M.: Prosveschenie, 1964. – 116 s.

8. Pedagogicheskij slovar': dlya studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij / G. M. Kodzhaspirova, A. Yu. Kodzhaspirov. - 2-e izd., ster. - M.: Academia, 2005. - 173.

9. Popova S.V. Vospitatel'nyj potentsial raznovozrastnogo kollektiva v usloviyakh detskogo zagorodnogo lagerya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01.– Voronezh: Voronezh. gos. un-t, 2008. - 24 s.

10. Yakushkina M.S. Neformal'nye obrazovatel'nye praktiki v prostranstve nepreryvnogo obrazovaniya pedagogov // Chelovek i obrazovanie.– 2020 .– №1. – S. 9-15.

11. Yakushkina M.S. Teoreticheskie osnovy marshrutov neformal'nogo obrazovaniya dlya raznovozrastnykh soobschestv // Nizhegorodskoe obrazovanie.–2014 .– №2. – S. 94-102.

12. Final Report of Sixth International Conference on Adult Education «Confintea VI» [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/ 0018/001877/187790e.pdf (data obrascheniya: 12.03.2020).

Система Orphus

Loading...
Up