Потенциал семьи в формировании разновозрастных образовательных сообществ

 
Код статьиS181570410020885-8-1
DOI10.54884/S181570410020885-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: aспирант
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (64)
Страницы45-50
Аннотация

В статье описаны современные тенденции развития взаимодействия семьи и образовательной организации. Сделан вывод о воспитательном потенциале разновозрастных образовательных сообществ, о необходимости проведения исследований в данной области с целью обогащения образовательного пространства новыми формами взаимодействияи неформальных образовательных практик. 

 

Ключевые словаразновозрастная общность, педагогическое взаимодействие, взаимодействие семьи и образовательной организации, современные формы образования, неформальное образование, диалог поколений
Источник финансированияПубликация выполнена в рамках исследования, поддержанного грантом РФФИ №19-013-00012.
Получено27.06.2022
Дата публикации27.06.2022
Кол-во символов15201
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Образование – приоритетный процесс, развитию которого мировые государства-лидеры уделяют особое внимание, понимая всю важность и необходимость вклада в национальное будущее. Современная политика направлена на реформирование образования, переориентирование образовательных процессов в соответствии с текущим социально-экономическим курсом и потребностями общества. Подобные позитивные тенденции преобразования прослеживаются и в системах образования стран Содружества, в частности в направлении развития взаимодействия семьи и образовательной организации. Во ФГОС отмечено, что отношения между семьей, государством и обществом выражены в виде трехстороннего общественного договора, родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, принимающими непосредственное участие в процессе его реализации [2]. Важным фактом на сегодняшний день является изменение перечня социальных институтов, формирующих воспитательное пространство на различных уровнях (региональном, муниципальном, локальном) и отвечающих за воспитание и социализацию детей, молодёжи и взрослых. Если раньше воспитательная функция была закреплена за формализованными образовательными организациями (детский сад, школа, колледж, техникум, вуз), то сегодня в воспитательное пространство вовлекается всё большее количество иных групповых субъектов: межрегиональные, межмуниципальные или межпоселенческие социокультурные институты (творческие, спортивные объединения и школы, библиотеки), дома культуры, центры развития, неформальные общности, предлагающие альтернативные образовательные формы (например, практики семейного образования), сообщества различных сфер бизнеса, профессиональные сообщества, средства массовой информации, виртуальное пространство и даже пространство торговых центров. Отмечается, что родители всё в большей степени проявляют инициативу и сами предлагают какие-то практики, тем самым усложняя и обогащая взаимодействия субъектов воспитательного пространства.
2 Оказывает влияние на формирование воспитательного пространства и изменение демографической ситуации. Однако ввиду непростых политических, экономических и социальных условий общество не успевает следовать изменениям и воспитательный потенциал семьи, потенциал взаимодействия образовательной организации и семьи используется не полностью, остаются недостаточно раскрытыми механизмы формирования взаимоотношений школы и семьи и становления субъектной позиции родителей в этом процессе. Эта проблема актуальна для образовательных систем стран Содружества всего постсоветского пространства.
3 Необходимо отметить важные для решения этой проблемы гуманистические тенденции, проявляющиеся в образовательном пространстве государств-участников СНГ, направленные на изучение «естественно существующих в социуме и формирующихся в системе образования разновозрастных сообществ; увеличения ответственности граждан за семью, семейное образование, семейный досуг» [11]. Изменение подходов к деятельности современной школы даст возможность решить многие социальные проблемы, в том числе и упрочение социальных функций семьи через ее взаимодействие с образовательной организацией (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Ш.А.Амонашвили и др.).

всего просмотров: 249

Оценка читателей: голосов 0

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: [портал]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ (дата обращения: 24.04.2020).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).

3. Агапова О. Практический курс №2 «Как поддержать диалог между поколениями» / Проект TOLLAS — к активному обществу в любом возрасте // Минск.: Представительство «Deutscher Volkshochschul-Verband e.V.» в РБ, 2011. - 57 с.

4. Ветров И.И. Аюрведическая философия любви.– СПб.: ООО Аюрведический центр Дханвантари, 2012. - 408 с.

5. Ибука М. После трёх уже поздно /пер. с англ. Н. Перовой. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 126 с.

6. Илакавичус М. Р. Разновозрастные практики неформального общекультурного образования как площадка для формирования межпоколенческого доверия // Молодой учёный. – 2014. – № 9 (68). – С. 476-478.

7. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта // А. С. Макаренко /сост. В. С. Аранский, А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1964. – 116 с.

8. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М.: Academia, 2005. - 173.

9. Попова С.В. Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях детского загородного лагеря: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01.– Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2008. - 24 с.

10. Якушкина М.С. Неформальные образовательные практики в пространстве непрерывного образования педагогов // Человек и образование.– 2020 .– №1. – С. 9-15.

11. Якушкина М.С. Теоретические основы маршрутов неформального образования для разновозрастных сообществ // Нижегородское образование.–2014 .– №2. – С. 94-102.

12. Final Report of Sixth International Conference on Adult Education «Confintea VI» [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/ 0018/001877/187790e.pdf (дата обращения: 12.03.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх