Воспитательное значение наследия деятелей науки и культуры для современников (к 90-летию доктора педагогических и химических наук, профессора А.А. Макарени)

 
Код статьиS181570410020875-7-1
DOI10.54884/S181570410020875-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры воспитания и социализации
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: заведующий кафедрой воспитания и социализации
Аффилиация: Институт педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Институт педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: ректор
Аффилиация: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы156-160
Аннотация

В статье актуализируется воспитательное значение памяти деятелей науки и культуры, которое на протяжении всей своей жизни пропагандировал Александр Александрович Макареня. Перечисляются основные направления социально-педагогической деятельности ученого: педагогическое наследие Д.И. Менделеева, роль культуротворческой среды в образовании, антропоэкологического подхода в образовании и др.

Ключевые словаобразование, воспитательный потенциал, педагогическое наследие, культуротворческая среда, антропоэкологический подход
Получено26.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов10341
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1
image1

2 «Наша жизнедеятельность всегда протекает в определенной среде и, как правило, с участием посредников, как одушевленных, так и неодушевленных, современная гуманистическая концепция образования, направленная на гармонизацию отношений человека с природой, культурой социумом, с самим собой, может быть успешно реализована, если в современной системе образования больше внимания будет уделено педагогике среды и педагогике общения» (Макареня А.А. Избранные труды. Т.III. – Тюмень, 2000. – С. 167).
3 Мы приводим одно из высказываний Александра Александровича в начале статьи, так как нам кажется, что в нем отражена мысль, раскрывающая значение памяти уходящего, воспитательное значение для современников. А что мы понимаем под воспитанием?! В научных исследованиях много внимания уделяется значению понятия «воспитание». В широком смысле это совокупность всех социальных воздействий на человека («воспитание средой, общением, образом, поведением и т.д.»). Память о прошлом также имеет воспитательное значение. Об этом рассуждали многие деятели науки и культуры, приведем ряд суждений, в которых содержится мысль о воспитательном значении памяти прошлого.
4 «Почему человечество так любит изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбегу, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения» (В.О. Ключевский).
5 «А прошлое, чем дальше оно отходит, тем делается для нас дороже. Знание минувшего дает понимание настоящего» (И.И. Мечников).
6 «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая поучительная и занимательная» (А.С. Пушкин).
7 «Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин).
8 Как завещание встречаем у Д.И. Менделеева: «…Мне бы хотелось, чтобы следы от моих жизненных усилий остались прочные, конечно, не навеки, а на долгое время и после моей близкой смерти…».
9 В одном из своих стихотворений Александр Александрович как бы следует за Менделеевым (изучению творческого наследия которого ученый посвятил практически всю свою научную жизнь), пишет: «Я прошу, не забывайте поэта. Это все, что он сегодня может пожелать» (2014 г.).
10 Говоря об Александре Александровиче, можно сказать: он всю жизнь помнил и делал. Помнил Д.И. Менделеева, А. Щукарева – своего учителя и ученика Д.И. Менделеева, и исследовал его творческое наследие, предпринимал шаги к практической реализации этого наследия в новых социокультурных условиях, претворяя, развивая, напоминая культуротворческие идеи. В итоге в 1998 г. все культуротворческие идеи были систематизированы в научный труд – докторскую диссертацию по педагогике на тему: «Методологические основы создания культуротворческой среды подготовки учителя». Развивая культуротворческие идеи, А.А. Макареня сам пытался понять национальные традиции через изучение и обобщение взглядов деятелей науки, культуры в области воспитания человека, влияние на этот процесс культуры. К.А. Абульханова-Славская, С.С. Аверинцев, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, В.И. Вернадский, Л.С. Выготский, Дж. Гибсон, Л.Н. Гумилев, С.Д. Дерябо, Н.М. Зверева, П.Ф. Каптерев, А.Н. Краснов, А.Ф. Лазурский, В.А. Лекторский, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Д.И. Менделеев, В.В. Набоков, А.С. Пушкин, М.М. Рубинштейн, И.А. Сикорский, А.Е. Ферсман и др. – далеко не полный перечень имен деятелей, к изучению наследия которых обращался Александр Александрович. Литература, история, естествознание, философия, культурология (например, следуя за мыслями Д.И. Менделеева, при открытии периодического закона – изучал с различных сторон вопрос систематизации элементов)… и через это выходил на общение с людьми культуры и искусства.

всего просмотров: 266

Оценка читателей: голосов 0

1. Макареня А.А., Филимонова И.Н. Д.И. Менделеев и Петербургский университет. – Л.: ЛГУ, 1969. – 109 с.

2. Макареня А.А. Д.И. Менделеев и физико-химические науки. Опыт научной биографии Д.И. Менделеева. – М.: Атомиздат, 1972. – 276 с.

3. Макареня А.А. Д.И. Менделеев о радиоактивности и сложности элементов. – М.: Атомиздат, 1968. – 218 с.

4. Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И. Менделеев. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

5. Макареня А.А., Трифонов Д.Н. Периодический закон Д.И. Менделеева. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.

6. Макареня А.А., Филимонова И.Н. и др. Менделеев в воспоминаниях современников. – М.: Атомиздат, 1973. – 232 с.

7. Макареня А.А., Семенов И.Н. Идеи Д.И. Менделеева в наши дни. – М.: Знание, 1993. – 40 с.

8. Макареня А.А., Суртаева Н.Н. Менделеев и культура России. – СПб., Тюмень: ТОГИРРО, 2005. – 88 с.

9. Макареня А.А. Педагогические взгляды деятелей науки и культуры России. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2008. – 108 с. (раздел педагогические взгляды Д.И. Менделеева).

10. Макареня А.А., Нутрихин А.И. Менделеев в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1983.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх