Andragogical competence of pedagogical universities teachers as a problem of modern higher education

 
PIIS181570410020867-8-1
DOI10.54884/S181570410020867-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Pedagogy and Andragogy
Affiliation: THE St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Senior Lecturer of Department of Preschool Education
Affiliation: St. Petersburg Academy of Postgraduate Teachers Training
Address: Russian Federation, Sankt-Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages119-125
Abstract

The article substantiates the necessity of applying the andragogical model of education in higher educational institutions. The motives of adults’ applying for universities when they have life and professional experience, as well as the experience of educational activities are considered. Consideration of these features in the organization of the educational process of the university is the basis for the development of teachers’ andragogical competencies.

Keywordsandragogical competence, andragogy, adult education, pedagogical model of training, andragogical model of training
Received25.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters17170
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Стремление граждан РФ к получению высшего образования помогло сохранить сеть государственных вузов в непростых для страны экономических условиях. Сегодня большинство наших сограждан осознают, что именно высшее образование дает шанс занять достойное положение в обществе. В современном обществе идея непрерывного образования становится реальностью. Поэтому взрослые люди все чаще приходят в вуз для получения первого или второго высшего образования.
2 Приходящие для обучения в вуз взрослые люди не всегда осознают себя таковыми. По данным опроса среди 1500 граждан от 18 лет и старше, проведенного социологами Фонда «Общественное мнение» в 2014 г. в 43 субъектах Российской Федерации, 11% респондентов не ощущают себя взрослыми. Среди «невзрослых» наибольшее количество (24%) составляют люди от 18 до 30 лет. Около 7,5% россиян от 31 до 60 лет, по их собственному мнению, также задержались с взрослением. Среди респондентов старше 60 лет назвали себя «невзрослыми» 4% [7].
3 Мнения граждан, относящих себя к группе взрослых, относительно возраста, когда они стали осознавать себя таковыми, разделились следующим образом. Большинство россиян (35%) ответили, что почувствовали себя взрослым человеком в 18-20 лет. Каждый пятый опрошенный стал ощущать себя вполне взрослым в 15-17 лет, каждый четвертый – в 21-30 лет. При этом часть россиян (18%) начинают считать собственных детей взрослыми, когда они достигают возраста 18-20 лет [7]. Таким образом, многие россияне сходятся во мнении, что возраст наступления взрослости приходится на период завершения обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования или высшего образования по программам бакалавриата, когда человек, как правило, начинает свою профессиональную деятельность.
4 Респонденты называли следующие критерии, по которым они относили или не относили нынешний период своей жизни к «взрослому». Одна треть опрошенных считают, что взрослый человек умеет отвечать за свои поступки и заботиться о близких. Самостоятельность и независимость в качестве определяющих качеств назвали 23% граждан. Каждый пятый считает взрослым работающего человека, способного обеспечить себя и свою семью. 3% граждан судят о наступлении взрослости при получении паспорта и 5% по наличию собственной семьи и детей [7].
5 Феномен «взрослости», несмотря на широкую известность в общественном сознании, с научной точки зрения не приобрел однозначного толкования. Научный анализ феномена взрослости отечественными и зарубежными исследователями не позволил выработать четкие критерии, определяющие этот период в жизни человека. По мнению ученого-андрагога С.Г. Вершловского, понятие «взрослость» включает с себя три составляющих: психологическую зрелость, социальную зрелось, личностные установки на гуманистические ценности [3].

views: 285

Readers community rating: votes 0

1. Agapova O.V., Vershlovskij S.G., Ermolaeva M.G. i dr. Uroki dlya vzroslykh: posobie dlya tekh, kto rabotaet v sisteme obrazovaniya vzroslykh. – SPb.: Tuskarora, 2007. – 80 s.

2. Vershlovskij S.G. K voprosu ob andragogicheskoj kompetentnosti spetsialistov, obuchayuschikh vzroslykh // Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustojchivogo razvitiya. – 2013. – № 1. Tom 11. – S. 277-281.

3. Vershlovskij S.G. Andragogika: uchebno-metodicheskoe posobie. – SPb.: SPb APPO, 2014. – 148 s.

4. Vozgova Z.V. Andragogicheskie osobennosti professional'noj podgotovki v protsesse nepreryvnogo povysheniya kvalifikatsii nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov // Fundamental'nye issledovaniya. – 2013. – № 6-3. – S. 730-734. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31583 (data obrascheniya: 26.11.2019).

5. Vyleshanina O.E., Bavtrusheva M.V. Sravnitel'nyj analiz pedagogicheskoj i andragogicheskoj modelej obucheniya // Zhurnal GrGMU. – 2009. – № 1. – S. 141-144.

6. Zmeyov S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tekhnologii obucheniya vzroslykh. – M.: PER SEh, 2007. – 272 s.

7. Kogda chelovek stanovitsya vzroslym? // Fond Obschestvennoe Mnenie: [ofits. sajt] [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/11661 (data obrascheniya 12.11.2019).

8. Kopylova A.V Osobennosti andragogicheskoj modeli v sisteme povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh i rukovodyaschikh rabotnikov obrazovaniya // Vestnik TGPU. – 2010. – Vyp. 10. – S. 43-47.

9. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noj zaschity RF «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» ot 8 sentyabrya 2015 g. № 608n // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii [ofits. sajt] [Ehlektronnyj resurs]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201509280022 (data obrascheniya 12.11.2019).

10. Sukhobskaya G.S. Ponyatie «zrelost' sotsial'no-psikhologicheskogo razvitiya cheloveka» v kontekste andragogiki // Novye znaniya. – 2002. – № 4. – S. 18-19.

11. Knowles M.S. (1980). The Modern Practice of Adult Education from Pedagogy to Andragogy. New York: Cambridge.

Система Orphus

Loading...
Up