Андрагогические компетенции преподавателей педагогических вузов как проблема современного высшего образования

 
Код статьиS181570410020867-8-1
DOI10.54884/S181570410020867-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: старший преподаватель кафедры дошкольного образования
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Cанкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы119-125
Аннотация

В статье обосновывается необходимость применения андрагогической модели обучения в высших учебных заведениях. Рассмотрены мотивы поступления в вузы взрослых людей, которые имеют жизненный и профессиональный опыт, а также опыт образовательной деятельности. Учет этих особенностей в организации образовательного процесса вуза является основой развития андрагогических компетенций преподавателей.

 

Ключевые словаандрагогическая компетентность, андрагогика, обучение взрослых, педагогическая модель обучения, андрагогическая модель обучения
Получено25.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов17170
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Стремление граждан РФ к получению высшего образования помогло сохранить сеть государственных вузов в непростых для страны экономических условиях. Сегодня большинство наших сограждан осознают, что именно высшее образование дает шанс занять достойное положение в обществе. В современном обществе идея непрерывного образования становится реальностью. Поэтому взрослые люди все чаще приходят в вуз для получения первого или второго высшего образования.
2 Приходящие для обучения в вуз взрослые люди не всегда осознают себя таковыми. По данным опроса среди 1500 граждан от 18 лет и старше, проведенного социологами Фонда «Общественное мнение» в 2014 г. в 43 субъектах Российской Федерации, 11% респондентов не ощущают себя взрослыми. Среди «невзрослых» наибольшее количество (24%) составляют люди от 18 до 30 лет. Около 7,5% россиян от 31 до 60 лет, по их собственному мнению, также задержались с взрослением. Среди респондентов старше 60 лет назвали себя «невзрослыми» 4% [7].
3 Мнения граждан, относящих себя к группе взрослых, относительно возраста, когда они стали осознавать себя таковыми, разделились следующим образом. Большинство россиян (35%) ответили, что почувствовали себя взрослым человеком в 18-20 лет. Каждый пятый опрошенный стал ощущать себя вполне взрослым в 15-17 лет, каждый четвертый – в 21-30 лет. При этом часть россиян (18%) начинают считать собственных детей взрослыми, когда они достигают возраста 18-20 лет [7]. Таким образом, многие россияне сходятся во мнении, что возраст наступления взрослости приходится на период завершения обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования или высшего образования по программам бакалавриата, когда человек, как правило, начинает свою профессиональную деятельность.
4 Респонденты называли следующие критерии, по которым они относили или не относили нынешний период своей жизни к «взрослому». Одна треть опрошенных считают, что взрослый человек умеет отвечать за свои поступки и заботиться о близких. Самостоятельность и независимость в качестве определяющих качеств назвали 23% граждан. Каждый пятый считает взрослым работающего человека, способного обеспечить себя и свою семью. 3% граждан судят о наступлении взрослости при получении паспорта и 5% по наличию собственной семьи и детей [7].
5 Феномен «взрослости», несмотря на широкую известность в общественном сознании, с научной точки зрения не приобрел однозначного толкования. Научный анализ феномена взрослости отечественными и зарубежными исследователями не позволил выработать четкие критерии, определяющие этот период в жизни человека. По мнению ученого-андрагога С.Г. Вершловского, понятие «взрослость» включает с себя три составляющих: психологическую зрелость, социальную зрелось, личностные установки на гуманистические ценности [3].

всего просмотров: 286

Оценка читателей: голосов 0

1. Агапова О.В., Вершловский С.Г., Ермолаева М.Г. и др. Уроки для взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых. – СПб.: Тускарора, 2007. – 80 с.

2. Вершловский С.Г. К вопросу об андрагогической компетентности специалистов, обучающих взрослых // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2013. – № 1. Том 11. – С. 277-281.

3. Вершловский С.Г. Андрагогика: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 148 с.

4. Возгова З.В. Андрагогические особенности профессиональной подготовки в процессе непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-3. – С. 730-734. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31583 (дата обращения: 26.11.2019).

5. Вылешанина О.Е., Бавтрушева М.В. Сравнительный анализ педагогической и андрагогической моделей обучения // Журнал ГрГМУ. – 2009. – № 1. – С. 141-144.

6. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 272 с.

7. Когда человек становится взрослым? // Фонд Общественное Мнение: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. – URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/11661 (дата обращения 12.11.2019).

8. Копылова А.В Особенности андрагогической модели в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования // Вестник ТГПУ. – 2010. – Вып. 10. – С. 43-47.

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 8 сентября 2015 г. № 608н // Официальный интернет-портал правовой информации [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201509280022 (дата обращения 12.11.2019).

10. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. – 2002. – № 4. – С. 18-19.

11. Knowles M.S. (1980). The Modern Practice of Adult Education from Pedagogy to Andragogy. New York: Cambridge.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх