Использование ролевых игр на занятиях по иностранному языку для развития «мягких» навыков студентов

 
Код статьиS181570410020852-2-1
DOI10.54884/S181570410020852-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания
Аффилиация: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Адрес: Российская Федерация, Ишим
Должность: доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания
Аффилиация: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Адрес: Российская Федерация, Ишим
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы52-56
Аннотация

Статья содержит описание опыта использования ролевых игр на занятиях по дисциплине «иностранный язык» с целью развития «мягких» навыков у студентов вуза. В статье представлено описание учебных материалов, заданий, методов и форм работы.

Ключевые слова«мягкие» навыки, ролевая игра, обучение английскому языку
Получено25.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов12479
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Большинство исследователей относят к «мягким» навыкам те, которые условно можно разделить на следующие группы: социальные (адаптация, гибкость, коммуникабельность, умение работать с другими и разрешать конфликты, самоконтроль, положительная самооценка); мыслительные (решение проблем, принятие решений, критическое мышление, умение работать с информацией); профессиональные (постановка цели, самообразование, мотивация, управление собой и коллективом) [2, 3, 7].

2 Набор формируемых «мягких» навыков может варьироваться в различных образовательных системах. Однако в основе так называемые «навыки 21 века»: навыки совместной работы, коммуникации, творческого подхода, критического мышления и профессиональная этика [1]. Как показывают исследования, базовый набор необходимых «мягких» навыков за последние 5 лет не изменился, по крайней мере в области технического образования, но связь между какими-то предпочитаемыми «мягкими» навыками и социокультурной ситуацией в конкретной стране все-таки существует [5].
3 Из списка «навыков 21 века» для работы с ними с целью их развития мы взяли навык совместной работы, коммуникации и критического мышления.
4 Как средство развития «мягких» навыков в процессе освоения дисциплины «иностранный язык» была выбрана ролевая игра.
5 Ролевой игре как средству формирования «мягких» навыков посвящено не так много зарубежных исследований. Например, R. Latif , S. Mumtaz , R. Mumtaz et. al. выяснили, что ролевые игры в формировании навыков критического мышления и коммуникативных навыков эффективнее, чем дискуссия [6]. R. Taplin , A. Singh , R. Kerr et. al. доказали, что 10-минутные ролевые игры учат вербальному коммуникативному поведению на иностранном языке на рабочем месте, видению конфликтных ситуаций и их разрешению [8]. Ролевые игры мотивируют, развивают уверенность в себе и формируют «мягкие» навыки [9]. К сожалению, отечественных исследований, посвященных ролевой игре как средству формирования «мягких» навыков, мы не обнаружили.
6 В нашем случае ролевая игра понимается как методический прием, при котором обучающийся, беря на себя определенную роль, может импровизировать в заданной ситуации [12]. Обучающая функция ролевой игры определяется выбором тренируемых языковых средств, уровнем развития речевых навыков и умений, моделированием общения в различных речевых ситуациях. Помимо этого, участие в такого рода моделировании требует от студентов умений анализировать ситуацию, видеть перспективу и использовать свой собственный опыт, развития социальной чувствительности (как способности понять и принять мнение другого человека) [10]. При решении специальносоздаваемых практических учебных задач в игре можно формировать умение находить компромиссы, варианты решений, принимать изменяющиеся условия (что характерно для профессиональной деятельности) и быстро адаптироваться к ним. Выполнение групповых заданий, создаваемых преподавателем, в том числе для развития «мягких» навыков, предполагает обязательное взаимодействие с одногруппниками-партнерами по коммуникации, что позволяет развивать тактичность и своевременность реакции. Кратковременные (ограниченные учебным занятием) ролевые игры, несущие в себе нетипичную ситуацию, позволяют и самим студентам оценить критически-важные (несформированные или недостаточно сформированные) у них «мягкие» навыки.

всего просмотров: 293

Оценка читателей: голосов 0

1. 21st Century Skills Assessment. A Partnership for 21st Century Skills e-paper. URL: https://ru.scribd.com/document/58428809/21st-Century-Skills-Assessment (дата обращения 23.02.2019)

2. Bika N. How to assess soft skills in an interview. URL: https://resources.workable.com/tutorial/soft-skills-interview-questions (дата обращения 23.02.2019)

3. Dall’Amico E., Verona S. Cross-country survey on soft skills mostly required by companies to medium/high skilled migrants. Methodological approach for a common framework of Soft Skills at work, 2015, Torino. URL: https://conseil-recherche-innovation.net/sites/default/files/public/articles/vhsm_determination_of_soft_skills.pdf (дата обращения 12.02.2019)

4. Diaz V., Brown M., Salmons J. Unit 4: Assessment of Collaborative Learning Project Outcomes. Educause Learning Initiative, 2010. URL: https://studylib.net/doc/18522428/assessment-of-collaborative-learning-project-outcomes (дата обращения 23.02.2019)

5. Fernández-Sanz L.,mailto:luis.fernandezs@uah.es Villalba, M. T., Medina J. A., Misra S. A study on the key soft skills for successful participation of students in multinational engineering education // International Journal of Engineering Education. – 2017. – № 33 (6). – P. 2061 – 2070. URL: https://www.researchgate.net/publication/321534626_A_Study_on_the_Key_Soft_Skills_for_Successful_Participation_of_Students_in_Multinational_Engineering_Education (дата обращения 23.02.2019)

6. Latif R., Mumtaz S., Mumtaz R., Hussain A. A comparison of debate and role play in enhancing critical thinking and communication skills of medical students during problem based learning // Biochemistry and Molecular Biology Education. – 2018. – № 46 (4). – P. 336 – 342. URL: https://doi.org/10.1002/bmb.21124 (дата обращения 13.02.2019)

7. Lippman L. H., Ryberg R., Carney R., Moore K. A. Child Trends: Workforce connections: key “soft skills” that foster youth workforce success: toward a consensus across fields, 2015. URL: https://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2015/06/2015-24WFCSoftSkills1.pdf (дата обращения 23.02.2019)

8. Taplin R., Singh A., Kerr R., Lee A. The use of short role-plays for an ethics intervention in university auditing courses // Accounting Education. – 2018. – № 27 (4). – P. 383 – 402. URL: https://doi.org/10.1080/09639284.2018.1475244 (дата обращения 20.01.2019)

9. Waters B. “A part to play”: The value of role-play simulation in undergraduate legal education // Law Teacher. – 2016. – № 50 (2). – P. 172 – 194. URL: https://doi.org/10.1080/03069400.2016.1162404 (дата обращения 23.02.2019).

10. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 5. – C. 14 – 19.

11. Маслова Л. С. Интеграция иноязычной и профильной подготовки экономистов в вузе // Человек и образование. – 2019. – № 1 (58). – C. 128 – 133.

12. Фоминых В. М. Ролевая игра при обучении английскому языку: метод. пособие для преподавателей. – Красноуфимск: Изд-во «Объединение Лагран». – 2008. – 46 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх